Когда говорят о легендах и верованиях Перу, в большинстве случаев в первую очередь имеют в виду знаменитую империю инков и их поклонение солнцу. Однако Перу – это больше, чем Мачу-Пикчу. Так, древние племена в сельве Амазонки (сельва – влажные тропические леса, в частности, у реки Амазонки на севере Перу) верили и верят в совершенно других божеств – в духов леса, воды, волшебных птиц и зверей.
Дельфин-оборотень
Легенда о цветном дельфине — одна из самых жутких и загадочных среди небылиц перуанских джунглей. Древние рассказывали о розовом дельфине, который при желании мог выходить из воды и магическим способом превращаться в мужчину — высокого, стройного блондина с голубыми глазами. С такой внешностью дельфин-оборотень легко привлекал пришедших за пресной водой девушек и влюблял их в себя. По одной версии, завладев сердцем девушки, дельфин съедал ее и, насытившись достаточным количеством девиц, уходил обратно в реку. По другой версии, дельфин уговаривал девушек остаться жить с ним и превращал их в дельфинов, чтобы вместе возвратиться в воду. Поэтому дельфины по сей день охотно выпрыгивают из воды при приближении людей — говорят, это бывшие девушки, скучая по семье, выпрыгивают из воды и ищут своих родных и друзей.
Легенда эта так же имеет объяснение: в джунглях Амазонки встретить человека со светлыми волосами и глазами — большая редкость, так как местные жители – невысокие брюнеты с карими глазами. Неудивительно, что такой человек непременно вызывал страх и желание объяснить его появление сверхъестественными силами. Возможно, одни из первых завоевателей Америки случайно появились в сельве, положив начало таким легендам. Нередки также и несчастные случаи на воде — притоки Амазонки глубокие, воды непрозрачные, утонуть не составит труда.
Йанапума
Говорят, много лет существовали злые колдуны, которые будили плохих духов джунглей и заключали с ними союз. Рождённые во зле, демоны были могущественны, но чтобы увеличить свою силу, им требовалось пить людскую кровь и есть человеческое мясо. Поэтому, когда нужно было поесть, демоны могли превращаться в животных, в пум или ягуаров — красивых, грациозных кошек. В таком облике духи нападали на людей, не боясь ни оружия, ни защитников племён, так как были очень могущественны и сильны, ведь их защищала черная магия.
Этот миф, очевидно, был рожден племенами охотников: так, охотясь на хищников типа ягуаров и пум, люди, поражаясь звериной силе и ловкости, приписывали диким кошкам магические силы, чтобы объяснить очередное поражение во время охоты и потерю соплеменников. Темный окрас животных способствовал их отождествлению с темной магией, якобы защищавших их.
Чуйачаки
Слово «чуйачаки» на языке кечуа, одном из самых распространенных в Перу, означает «разные ноги». Чуйачаки – лесное существо, левая его ступня маленькая, как копыто оленя, а правая – обычного размера. Чуйачаки может принимать образ человека, зверя, птицы или цветка, чтобы посмеяться и пошутить над путниками, зашедшими в лес, обманывая их своим обликом.
По одной версии легенды, однако, чуйачаки обманывает лишь путников, которые не относятся к лесу с должным уважением или собираются причинить ему вред. Увидев такого человека, чуйачаки может превратиться в друга, жену или брата путника, обманом завлечь его в чащу леса и оставить там в наказание. Узнать духа можно по ногам: даже превращаясь в другого человека, он сохраняет свои разные ступни.
Майанту
Майанту – существо, телом похожее на гнома или эльфа, а лицом – на лягушку. По легенде, его можно встретить высоко на деревьях амазонского леса. В отличие от других духов и существ, майанту не злой и является человеку только тогда, когда тому требуется помощь. Поэтому майанту часто считают добрым духом леса, который, однако, не станет помогать людям, пришедшим в лес с недобрыми намерениями.
Сачамама
Это существо считают матерью леса, монстр этот достигает 60 м в длину и имеет огромную голову и такую огромную глотку, что может в один момент проглотить любое живое существо. Это таинственное животное живет в глухих джунглях, оно лежит почти неподвижно, заманивая свою жертву безобидным видом – кажется, будто это лишь старое упавшее дерево, заросшее травой и кустарниками.
Те, кому удавалось увидеть это существо, говорят, что у него большие светящиеся глаза, которые оказывают необъяснимое притягательное воздействие на каждого, кто смотрит в них. Взгляд сачамама манит к себе, и путник не может устоять: он приближается прямо к голове чудища, и тот в один момент глотает человека.
Сообщения о гигантских рептилиях вполне объяснимо для сельвы: так, современные анаконды достигают 5-7 м в длину, равно как и некоторые рыбы и кайманы. Страх и уважение, испытываемые жителями племен сельвы к гигантским существам, очевидно, является объяснением легенд.
Йакуруна
В переводе с кечуа «йаку» означает вода, а «руна» – человек, мужчина. Согласно легенде, йакуруны живут на глубине рек или озер, во дворцах невообразимой роскоши из золота и жемчуга. Иногда они выходят на поверхность или приходят к устьям рек и уносят с собой под воду людей, которых встречают на своем пути.
Есть много историй о людях, пропадавших с каноэ или лодок, или даже с берегов рек, куда шли набрать пресной воды или искупаться. Йакуруны мастерски умеют петь, чем привлекают женщин. Ну а глаза этих существ обладают гипнотическим действием. Согласно поверьям, женщины и мужчины, последовавшие за йакуруном, продолжают жить под водой на глубине рек и озер.
Легенда лагуны Кистокоча
Старожилы местечка Кистокоча рассказывают, что в центре лагуны, образованной рекой Итайа, раньше был остров, на котором жили яркие попугаи. Каждый раз, когда острову угрожала опасность, попугаи громко кричали и своим криком предупреждали жителей. И тогда люди покидали свои дома. Однажды обращенные в христианство пытались предотвратить беду, устроив богослужение. Когда священник осенил крестным знамением озеро, в то же мгновение озеро пошло волнами и земля задрожала под ногами жителей деревни, которые в страхе бросились прочь от озера, крича: «Кристо, Коча!» («Господи, озеро!») Тем временем со дна озера со страшным шипением поднялась гигантская змея, заставляя озеро бурлить вокруг себя. После этого лагуну стали звать Кристокоча, что со временем трансформировалось в Кистокоча.
По материалам «Мир индейцев»