Теплым светом свечи озаряется комната и наполняется запахом воска, играют блики на стенах, воцаряются уют и покой, а потом свеча догорает, напомнив нам о бренности всего земного…
Светильник из головы кита
Огоньки свечей рядом с нами всю жизнь. Они мерцают и на новогодней елке, и на праздничном торте, и в церкви, и во время концерта или романтического вечера вдвоем. Но кто именно изобрел свечу, доподлинно неизвестно. Нет ни фактов, ни документов. Существуют легенды, исторические версии и записи в колдовских книгах. Быть может поэтому, вокруг этого предмета существует такая магическая загадочность.
Из некоторых источников известно, что первые свечи появились около пяти тысяч лет назад. Современные свечки значительно отличаются от древних своим внешним видом и содержанием. В старину свечи имели довольно причудливые формы. Они могли быть в виде длинных трубок из волокнистого материала (например, из камыша), внутри которых была смола. Кроме того, прототипом свечи являются чаши, наполненные маслом или жиром, с щепочкой в качестве фитиля. Такие светильники давали неприятный запах и очень сильно коптили.
До XV века существовала и такая технология: впитывающий материал — папирус, бумага или пористую сердцевину дерева — помещали в расплавленный животный жир. После чего насыщенному жиром материалу придавали коническую форму. Японцы и китайцы изготавливали свечи из воска, который получали из семян растений и насекомых и который сворачивали в трубочки. Внутрь восковой формы помещали фитиль, сделанный из волокон растений.
В Северной Америке, в ее юго-западных районах, воск извлекали из коры специального дерева методом сжигания. В Новой Англии (регион на северо-востоке США) переселенцы жгли дерево восковник, которое содержало в себе много смолы, а затем, придав массе форму, вставляли в нее фитиль. Но довольно трудоемкие технологии себя не оправдали. Так, для изготовления тонкой 8-дюймовой свечи нужно было сжечь полтора кубометра восковника! В дальнейшем в изготовлении применяли пчелиный воск.
Кстати сказать, что рыба-свеча, обитающая в водах Тихого океана, получила своё название потому, что обладает исключительно высоким содержанием жира. И индейцы, кроме того, что употребляли эту рыбу в пищу, высушивали её, продевали сквозь неё фитиль и жгли как обычную свечу.
В XVIII веке основным свечным материалом стал спермацет. Получали его из вещества, которое содержалось в головах китов. Горели спермацетовые свечи намного ярче, чем восковые, их свет в фотометрии использовался в качестве стандарта. В XX веке изготовление свечек из спермацета прекратилось, поскольку запретили его добывать.
Три совмещенные свечи — святая Троица
В 1820 году во Франции был изобретён способ извлечения стеариновой кислоты из жиров животных, вследствие чего появилась формула стеаринового воска, достаточно жёсткого и чисто горящего. А в 1825 году химик Мишель Шеврель при сотрудничестве с Жозефом Гей-Люссаком создал стеариновую свечку. В XX веке парафин и стеарин стали главными компонентами в производстве свечей. Парафин представляет собой смесь углеводородов, которую получают в результате переработки нефтепродуктов, а стеарин — это соединение переработанных жиров и стеариновой кислоты с добавлением глицерина.
Стеариновые свечи лишь на четыре процента состоят из парафина и, кроме него, содержат пальмовое масло, а парафиновые включают около до 15 процентов стеарина для придания прочности изделию. Для плавления парафина нужна температура 36-55 градусов, а для стеарина — 55-72. Температура пламени стеариновой свечи достигает 1500 градусов, а парафиновой — 1400. Стеариновые свечи горят дольше парафиновых и не деформируются.
Но свеча дарит не только физический свет, но и духовный. Это символ человеческой души, ее внутренней силы: одной маленькой свечи достаточно, чтобы разомкнулась тьма. И ее стойкости: пламя свечи, как бы ее ни поворачивали, всегда устремлено к небу. В христианской традиции свеча — божественный свет, сияющий в мире. Чистота воска означала чистоту человека, мягкость — его способность слушать волю Бога. Три совмещенные свечи — святая Троица, триединство мира.
В еврейской традиции семирожковый подсвечник — менора — имеет очень многогранную символику. Например, ствол свечи мог означать Дерево или Ось мира. 7 веточек подсвечника — это Солнце, Луна и планеты, 7 дней недели, семь звезд Большой Медведицы. В каббале три свечи означают мудрость, красоту и силу. А японский поэт Мацуо Басё писал так:
«Ты свечу зажёг.
Словно молнии проблеск,
В ладонях возник».
На полотнах итальянского художника XVII века Микеланджело Меризи да Караваджо свет свечи придает картинам драматизма. Пабло Пикассо использует многообразную символику свечи в своих натюрмортах, вкладывая в нее порой очень личные переживания. Одна из его картин, изображающих свечу, символизирует потухшую любовь художника к Франсуазе Жило. Но свет свечи нередко символизирует и страстное желание, и даже эротику.
А средневековые тайные общества использовали изображение свечи как символ великого знания: человек может быть счастлив, только когда с его глаз спадет пелена, мешающая видеть истинный свет, а сердце освободится от пут рабства. В погребальных традициях свечи были символом света «мира предстоящего», возрождения на ином плане бытия.
По материалам «История вещей» , SYL , «Интересные факты» , Deutsche Welle , «Человек без границ»