Как церковь объясняет истечение мира, слез или крови из религиозных артефактов.
Исследователь религий Алексей Зыгмонт рассказал, что истечение мира, слез или крови из религиозных артефактов — феномен, известный еще с эпохи эллинизма. «Существует легенда, что, когда Александр Македонский отправился в поход, вспотела статуя Орфея. Задолго до христианских мощей и икон плакала мраморная статуя Аполлона. В раннем христианстве икон не было, но во II-III веках мироточили мощи», — пояснил Зыгмонт.
Сейчас, как отмечает исследователь, наибольшее количество подобных случаев фиксируют православные и католики: «Характерно, что у протестантов, а тем более у иудеев и мусульман, ничего не мироточит». По словам Зыгмонта, наука о религии не может ничего сказать о том, какие физические или химические процессы стоят за этим явлением, так что его следует рассматривать в одном ряду, например, с чудесными видениями, то есть, исходя из того, какое место оно занимает в истории религии и в повседневной христианской религиозности.
«Ортодоксальный «центр» обычно приемлет только те чудеса, которые случились когда-то давно и с кем-то другим, те, которые аннексированы традицией как легитимные. В Римско-католической церкви освидетельствованием чудес занимается Конгрегация по делам святых, которая располагает командой ученых и богословов: первые пытаются объяснить то или иное чудо научно, но если они терпят крах, уже богословы будут решать — божественное оно или дьявольское. Если и те, и другие согласны между собой в том, что чудо — это чудо, они передают дело в Конгрегацию, а та — непосредственно папе римскому», — говорит религиовед.
Известно много случаев поддельного мироточения — плакавшая в 2002 году кровью статуя падре Пио, стоящая в городе Мессина, на самом деле плакала кровью одной из служительниц близлежащего монастыря, а статуя Девы Марии в австралийском Перте однажды расплакалась парфюмерным маслом с ароматом розы. В России самым известным историческим случаем разоблачения лжемироточения можно назвать дело, которое вел лично первый русский император Петр I. Историк конца XVIII века Иван Голиков пишет о том, как «мудрый монарх толковал окружавшим его, как отовсюду закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго держаться, и как оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало наподобие слез, растаявши от теплоты, когда то место, против которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых перед образом». И в Ватикане, и во всех православных церквях существуют специальные комиссии, занимающиеся подобными разоблачениями.
Церковный канон никак не институализирует это явление. Таким образом, трактовать то или иное мироточение как однозначно плохой знак или, наоборот, как благодать — личное дело каждого верующего. Официально подтвержденных церковью случаев мироточения не было уже как минимум лет пятнадцать. Как-то один из архиереев православной церкви сказал в 90-е годы буквально следующее: «Слава богу, у меня в епархии ничего не мироточит». Тогда, как грибы после дождя, возникали специальные «мироточительные» центры — это мог быть и храм, и простая квартира, но мироточить начинала абсолютно любая икона, что, конечно, вызывало и до сих пор вызывает подозрения.
Например, в Свято-Веденском монастыре Иванова в конце девяностых мироточили 1047 икон, что в десятки раз больше всех произошедших до этого мироточений всех мировых христианских церквей. Вероятно, это было жульничество некоторых священников, причем по древнейшей схеме, прямо как в истории с Петром I: на икону наносили огромное количество мира, клали в холодильник, после чего в теплом храме она естественным образом начинала рыдать.
Рассказывают еще один странный случай мироточения. Написал эту икону в 1982 году некий афонский монах, после чего передал ее Иосифу Моньюсу — прихожанину РПЦЗ (Русская православная церковь заграницей); в скором времени Моньюс вместе с этой иконой эмигрировал в США, где якобы и случилось духовное чудо — икона начала мироточить совершенно невообразимым количеством мира, настолько невообразимым, что миро с этой иконы расходилось не смоченными ватками, как это обычно происходит, а целыми ампулами. Да и запах этого миро будто бы был необычайно силен. Моньюс повез эту икону сперва по всей Америке, а потом и по всему православному миру. В 1997 году Моньюс доехал до Греции, остановился там в придорожном отеле, где был убит неизвестным румынским бандитом, так и оставшимся безнаказанным. Якобы мироточивая икона при этом пропала и не найдена до сих пор…
Дмитрий Сидоров, rusplt.ru