В этой стране вечное счастье, там не холодно и не жарко, не может быть войн и сражений, а люди, которые находятся там, все равны между собой, не знают забот, горя и наслаждаются всеми благами жизни.
Защита от «варваров с Юга»
Многие великие личности получали знание посредством таинственного озарения, через святых духов и великих учителей. И все они предполагали, что на земле существует особое пространство, где человек способен получить сверхзнание и открыть в себе необычные способности. Это место называли Шамбалой, Беловодьем. Информация о нем встречается уже в XI веке нашей эры.
Понятие Шамбалы изначально была частью индуизма, но вскоре идея была переосмыслена и закреплена буддийским учением. Легенда об этом загадочном месте включает в себя истории о существующей стране, попасть в которую могут лишь избранные, чистые помыслами и сердцем. Это место населено совершенными, в духовном смысле, существами. Там нет разногласий и проблем, только мудрость и добродетель царит там.
Также в легенде есть пророчество: когда силы зла станут настолько могущественны, что начнут угрожать существованию планеты, то правитель Шамбалы вместе со своим войском сразится с армией тьмы и победит, провозгласив добро и мир. Интересно, что по описанию агрессия будет исходить от «варваров Юга».
Версии месторасположения этого рая разные. Например, тибетские ламы считают, что Шамбала — это ум человека в просветленном состоянии. Поэтому она блуждает по миру в зависимости от духовных идей и может находиться как на Алтае или Тибете, так и в другом любом месте. Однако, другие утверждают, что Шамбала находится на высочайшей горной системе земли, за снежными Гималаями в скалах Тибета.
Интересно, что восточные манускрипты описывают Шамбалу как реальное земное государство. Древние карты указывали на череду горных образований, в которых должно было располагаться царство справедливости, а в индуистских путеводителях Шамбала находится в центре Азии, на вершине таинственной горы.
Одним из известнейших исследователем тайного места был Николай Рерих. Он изучил большинство тогдашних работ по истории Шамбалы, прочел книгу «Красный путь в Шамбалу» и был увлечен монгольскими песнями об этом месте. Рерих знал о чудесных свойствах земель Алтая, которыми был очень вдохновлен. Также у него хранился манускрипт Калачакра-тантры, который, как считается, появился в Шамбале. В поисках этой волшебной страны он отправился в экспедицию. Ему предстояло исследовать земли Алтая, Монголии и Тибета.
Невидимые ворота
Вместе со своей семьей Рерих в августе 1926 года въехали на земли Алтая. Остановились они в Верхнем Уймоне в доме местного волхва. Деревенский мужчина обладал необычайными способностями. Он мог спокойно вернуть в село неуправляемое стадо, призвать дождь в засушливое лето и подобрать нужные травы от любой болезни. С Рерихом у них было полное единение взглядов. Из деревни они часто удалялись в горы.
Философ расспрашивал волхва о местных пещерах и тайных тропах к священному царству. По его представлениям, именно в верховьях белой горы могла находиться чудесная земля Беловодье. И единственный тайный путь к заветному месту лежал напрямую сквозь горы, через пещеры и ущелья. Во всех легендах, собранных Рерихом, в описании Беловодья и Шамбалы присутствовал один важный для путешественников пункт: попасть в страну правды и справедливости мог человек только чистый душой.
Тибетцы верили, что вход в царство Шамбалы находится в потаенной долине где-то в Гималаях. Поэтому в своей экспедиции Рерих пересек высокогорья священных Гималаев. В воспоминаниях он называет эти горы «Вместилищем Света». После данного путешествия остались такие труды, как «Риши», «Восхождение к вершинам» и «Из Кайласа». Его очаровали те сказания и ритуалы, которые удалось обнаружить. Гималайские пророчества были для него символом будущей надежды.
Между тем, многие путешественники предпринимали попытки отыскать заветное пристанище. И, несмотря на то, что конкретного расположения этого места никто не нашел, паломники, приезжающие на алтайские земли, быстро находят Шамбалу в своем сердце. Исследователи же предполагают, что слишком тонкая граница между реальным и параллельным миром и есть невидимые ворота в великую Шамбалу.
В культуре Шамбала твердо заняла свою нишу. Например, под влиянием впечатлений от путешествий, связанных с этой легендой, были созданы многие картины и очерки Николая Рериха, а также других художников и писателей. Шамбала в них предстает как символ победы над захватчиками. Изучая эти сказания, художник также изображал Гималаи как местоположение Шамбалы, место просветления и высочайших знаний. Самые вдохновенные песни, звуки и цвета были созданы в этих горах. Появились книги о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Потанина, Пржевальского. Также были переведены индийские учения, такие как Упанишады и «Бхагават-Гита».
Анна Баклага, «Дилетант-медиа»