Лики Божьей матери имеют разное значение
Православные 4, 6 и 22 ноября чтут иконы Девы Марии – Казанской иконы Божьей матери, иконы «Всех скорбящих радость» и Богородицы «Скоропослушницы» соответственно. В традиции православной церкви очень трепетное, личностное отношение к образу Девы Марии. К ней обращаются в скорбях: в болезнях, в нужде или в горе. В народной памяти сохранилось множество историй о том, как по горячим, искренним молитвам перед образом Богородицы молящиеся получали не только утешение, но и реальную, действенную помощь.
Богородичных икон множество. Но расскажем о четырех самых основных сюжетах иконографических изображений Божией матери.
Икона «Рождество Божией матери»
Общий принцип написания любого рождества – это поздравление родившей. «Традиция этой общепринятой схемы уходит корнями еще в дохристианскую иконографию, изображающую лежащую роженицу, которую все поздравляют и приносят ей дары», – говорит искусствовед Александр Копировский. Схема одна, но она имеет множество вариантов. Например, не самую изящную новгородскую икону отличает, по словам Александра Копировского, довольно редкий сюжет. Святые на верхнем поле, которые как бы присутствуют при рождении Девы Марии, из очень разного времени: пророк Илия жил задолго до рождества Богородицы, а все остальные святые – значительно позже того, как окончился ее земной путь. Во времени все сместилось.
Икона рождества Богородицы больше не о ней самой, а о родителях, прежде всего, о матери – святой Анне. На этой иконе она очень внушительная, властная, строгая, она как будто не испытывает страданий и боли после родов. В отличие от ее огромной фигуры, новорожденная Мария выглядит совсем маленькой, крохотной. Но сам факт ее рождения для всего мира имеет огромное значение. Ведь это залог будущего спасения. Рождается Та, которая станет матерью Спасителя. «Многие женщины в Иудее мечтали, что именно от них родится Искупитель. Особенно надеялись на это те, кто прямо или косвенно входил в число потомков царя Давида, – говорит богослов. – Дева Мария тоже входила в число потомков Давида. И этот контраст в иконе показан очень ярко: рождается не величественная царица, а маленькое существо, и ее держит на руках повитуха. То есть, она появляется на свет, как все». Хотя, по словам искусствоведа, есть и такие иконы рождества Богородицы, на которых она уподобляется именно царице, которой приносят роскошные подарки много дев в дорогих одеждах.
Иконы рождества Богородицы могут быть на удивление разными, все зависит от выбранных акцентов. Например, может подчеркиваться, что это чудесное рождение, на которое родители не надеялись. Ведь родители Девы Марии Анна и Иоаким к тому времени были в очень преклонных летах. А есть иконы древние, конца XV в., где Анна даже кладет левую руку на лоно – будто ей еще больно, и она склоняет голову, не так величественно сидит, как на других иконах этого типа. Возможны совершенно разные акценты. «В иконографии рождества самой Богородицы почти нет, ее образ лишь чуть-чуть обозначен – и это уже залог всего будущего развития человечества», — говорит Копировский.
Сюжеты богородичных икон
В иконографии великое множество разных икон, на которых изображается царица небесная. «Есть те, на которых она присутствует в сценах Нового Завета, – говорит Александр Копировский. – Ангел благовествует ей будущее рождение Иисуса Христа (благовещение). Она изображена в сцене принесения младенца Христа в храм (сретение). Она перед распятием. Или она в сюжетах, связанных с торжеством от ее икон или посмертных событий, например, покрова Богородицы. Она и величественная, она и скорбная, она и мягкая – очень много икон Богородицы. Но самое большое разнообразие икон, где она вдвоем с младенцем Христом».
По словам искусствоведа, вся иконография Божией матери, где она изображена с младенцем, развивается вокруг трех вариантов написания: либо Богородица и младенец прижимаются друг к другу щеками, либо она сидит прямо и царственно, либо младенец изображен у нее в лоне, внутри, но как будто одновременно и перед нею.
Икона Божьей матери «Умиление»
Первый иконографический сюжет, когда младенец прижимается щекой к щеке Богородицы, получил название «Умиление». «Интересно, что умиление здесь – это не состояние Богородицы, которая умиляется, играя со своим сыном, – говорит Александр Копировский. – «Умилися Спас» – значит «пожалел». Богородица в сцене умиления изображается не столько играющей с младенцем, сколько молящейся Ему. Умиление здесь – жалость Сына, жалость до слез, к матери в ответ на ее молитву».
«На этой иконе младенец хоть и маленький, но в особых одеждах, чаще всего в золотых – Он сам, как солнце. Мы видим здесь парадокс – она царица, но у нее на руках царь, который превосходит всех, в том числе и ее саму. И он жалеет Богородицу, поскольку она страдает за весь человеческий род, приносит Богу ходатайство от лица всего человечества», — объясняет Александр Копировский. Обычно этого не знают и потому смотрят на икону как на обычную игру матери и ее младенца, но только немного условную, строгую, плоскостную, как это бывает в иконе. Хотя и эта ласковость, мягкость здесь тоже присутствует.
На иконе «Умиление» XII в. трагический лик Богородицы, которая как бы видит будущие страдания своего сына. Он сам изображен только начинающим жизнь, но уже как царь в золотых одеждах. И он, воцарившийся, снисходит к ее просьбам. Здесь лик младенца строгий, сияющий царственным светом.
А бывают иконы Богородицы, где ее лик невероятно светлый, улыбающийся, с внутренней радостью. И лик младенца такой же. Мы видим, как иконография позволяет делать разные содержательные оттенки.
Икона Божьей матери «Одигитрия»
Другой тип иконографии – Одигитрия. Это изображение, когда Богородица сидит прямо, как царица на троне, и младенец сидит у нее на руке тоже как на троне, лицом к нам. Одигитрия с греческого буквально переводится как «путеводительница»: ведущая в путь, помогающая в пути. «Такой тип иконографии иллюстрирует икона конца XV в. знаменитого русского иконописца Дионисия, – говорит Александр Копировский. – Дионисий написал ее в 1482 г. на доске от более древней иконы, начала XIV в., которая пострадала в пожаре, причем воспроизвел точный размер утраченной иконы. В этом образе Дионисию удалась удивительная вещь: младенец – царственный, но в то же время хрупкий и маленький, а Богородица – величественная, но в то же время ощущается, что она совсем юная девочка. Сверхзадача иконописца здесь была в том, чтобы и обозначить ее величие, и показать особую духовную зрелость, и сохранить – легким намеком, символом – акцент на непередаваемой юной красоте. И Дионисий это сделал!»
В соответствии с письменными историческими источниками, древнейшая икона «Одигитрия» первоначально находилась в Иерусалиме, затем была перенесена в Константинополь, где почиталась как защитница столицы.
Согласно преданию, икона Богоматери была привезена в 1046 г. Это был список, сделанный для дочери византийского императора Константина IX Мономаха царевны Анны, вышедшей замуж за князя Всеволода Ярославича. В начале XII в. князь Владимир Мономах перенес икону в Смоленск, где заложил храм Успения Богородицы, в котором и поместили святыню. По месту пребывания и прославления икона стала называться Смоленской. В 1398 г. икона была перенесена в Москву и поставлена в Благовещенском соборе Кремля. В 1456 г. икона вернулась в Смоленск. Перед возвращением с нее было сделано несколько списков, в том числе один для Благовещенского собора. Чудотворная икона находилась в Смоленске вплоть до 1943 г. Во время войны была утрачена.
Икона Божьей матери «Оранта»
Последнее из трех самых распространенных изображений Богородицы с младенцем, где она изображена уже абсолютно царственно, при этом воздевает руки в молитве к сыну. Икону еще называют Великая Панагия – это одно из ее греческих наименований. «Также этот тип иконографии называется «Оранта», то есть, «молящаяся», – говорит Александр Копировский. – Образ человека, молящегося таким образом – подняв вверх раскинутые руки, известен с древности. В нашей церкви этот жест сохранился у священников и у епископов, когда они на утренней молитве поднимают руки, произнося: «Слава Тебе, показавшему нам свет».
Жест Богородицы очень торжественный и просительный одновременно. В нем она являет себя как заступница – будто она что-то держит, воздевая руки. Можно вспомнить древнегреческих атлантов, «держащих небо на каменных руках». Кстати говоря, в греческой скульптуре есть и женщины, которые тоже как будто держат небо на себе – кариатиды, их использовали как колонны в некоторых храмах. «Воздетые руки – это еще и сюжет Ветхого Завета, связанный с пророком Моисеем. Когда пророк Моисей приводит израильский народ в землю обетованную, то враги не пускают Израиль на место, дарованное ему Богом. Тогда Моисей поднимает руки в молитве, и пока он держит руки – Израиль одолевает врага, как только он опускает руки – враги одолевают Израиль».
Младенец здесь изображен не на руках, а в круге сияния света, что символически означает, что он внутри, в утробе матери. Он еще как бы и не родился. Это условность иконы, которая позволяет очень о многом сказать коротко. На древней ярославской иконе начала XIII в. Младенец царственным жестом благословляет вас двумя руками как бы из чрева Богородицы.
К иконам типа «Оранта» относятся иконы «Живоносный источник», «Знамение», «Неупиваемая чаша». Особое место в этом ряду занимает последняя икона, которая отличается тем, что Христос изображается здесь не в картуше, а в золотом кубке. Это чаша причащения — неистощимый источник духовной радости и утешения. Пресвятая Богородица молится за всех грешных и возвещает, что каждому страждущему уготована неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия.
Появлению этой иконы предшествовало необычное происшествие, произошедшее в 1878 г. в Тульской губернии. Некий отставной солдат был одержим страстью к пьянству. Он пропивал все, что у него было, и вскоре стал нищенствовать. От злоупотребления алкоголем у него отнялись ноги, но это не остановило его, и он продолжал пить. Как-то во сне бывший солдат, а ныне крестьянин, увидел старца, который приказал ему идти в город Серпухов в монастырь владычицы Богородицы, где находилась икона Божией матери «Неупиваемая чаша», и отслужить перед ней молебен. Не имея ни гроша, крестьянин не мог отправиться в путь. Но святой старец во второй и третий раз явился ему и грозно повелел исполнить сказанное. На четвереньках отправился отставной солдат в Серпухов. В одном из селений, которые лежали на пути, он остановился для отдыха. Чтобы облегчить боль и страдания путнику, старушка-хозяйка растерла ему ноги и уложила на печь. На следующий день солдату полегчало, но хозяйка оставила его еще на одну ночь, снова растерев ему больные ноги. Опираясь на две, а потом и на одну палку, крестьянин потихоньку дошел до Серпухова.
Во Владычнем монастыре он рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен перед иконой Божией матери «Неупиваемая чаша». Но его просьба привела в замешательство насельниц монастыря: никто в обители не знал такой иконы. Лишь через некоторое время они нашли иконку, висевшую в проходе из храма в ризницу. На оборотной стороне ее была надпись «Неупиваемая чаша»… В лике же ученика святителя Алексия — преподобного Варлаама — крестьянин сразу же узнал явившегося ему во сне святого старца. Домой из Серпухова отставной солдат возвратился уже свободным от своей пагубной страсти.
Весть о чудотворной иконе быстро распространилась. Люди, страдавшие от пьянства, их родные и близкие спешили вознести молитвы к пресвятой Богородице об исцелении от недуга, многие приходили уже после, чтобы возблагодарить владычицу за Ее великую милость.
Все типы изображения Богородицы иконописцы пишут с разными акцентами, с большим числом вариантов: более мягкие, более строгие, более сильные, более яркие. И поэтому икон Богородицы у нас очень много. Богородичные иконы не столько дополняют разговор о царице небесной какими-то новыми апокрифическими подробностями, сколько являют собой попытку проникновения в ее суть, в ее образ, раскрывая его с разных сторон.
По материалам «Мир 24» , Sofija.ru, Patriarchia.ru