Православная церковь 13 декабря вспоминает апостола Андрея, первого ученика Христа. Именно с его именем связано приобщение славян к христианству, о чем сегодня напоминают многочисленные храмы в его честь.
Первозванный
Из-за того, что Андрей был первым учеником Христа, его именовали Первозванным. Сведения евангелистов о его встрече со Спасителем разнятся. Марк пишет: Иисус, идя по берегу моря Галилейского, увидел братьев — рыбаков Андрея и Симона. «Идите за мною, — обратился к ним Мессия. — И я сделаю, что вы будете ловцами человеков».
Евангелист Иоанн сообщает: Андрей был учеником Иоанна Крестителя и встретился с Иисусом раньше. «Вот идет агнец Божий», — сказал Креститель Андрею. Тот последовал за Иисусом и провел с ним остаток дня. Вечером он рассказал об этом Симону, своему брату, и они вернулись к Мессии уже вдвоем. Тогда же Симон получил новое имя: Кифа, или Петр, что означает «камень». Под именем апостола Петра он и вошел в историю.
Имя Андрей — греческое, оно означает «мужественный», хотя по происхождению апостол был иудеем. Он родился в городе Вифсаида на берегу Тивериадского озера — в Писании озеро называют Галилейским морем. Сегодня от Вифсаиды остались одни развалины, но во времена Христа это был бойкий многонациональный рыбацкий город, где соседствовали друг с другом разные народы, в том числе греки. Заимствование имен не было редкостью.
Рассказ евангелиста Иоанна дает повод предположить: апостол Андрей был религиозен и до встречи с Христом. А иначе зачем бы он пошел в ученики к Иоанну Крестителю? Иоанн проповедовал скорое пришествие Мессии. Он говорил: придет Спаситель, который изменит мир. В это верили многие, и Андрей был одним из них. Придя первым, он пойдет за Христом до конца.
Путь к славянам
По преданию, после вознесения Мессии его ученики бросали жребий, в какой земле проповедовать каждому из них. Андрею досталась Скифия. Эта область современной Восточной Европы протянулась от Дуная до верховьев Дона. Античный историк Геродот писал: «Далее на восток жили скифы. За ними — исседоны, за исседонами — аримаспы, одноглазые люди». Не все сведения Геродота впоследствии подтвердились, но в том, что касается Скифии, с ним не спорят. Современная наука только уточняет: кочевья скифов простирались на восток намного дальше, вплоть до Сибири.
Евсевий Кесарийский, римский церковный историк IV века, говоря о походе апостола в Скифию, ссылался на утраченное произведение Оригена, своего коллеги и предшественника.
Позже церковные писатели дополнят и детализируют эту историю. Маршрут Андрея пролегал по Днепру, а также по побережью Черного моря — северному и западному, скажут они. Следуя этому пути, апостол якобы дошел до города Византий, где поставил первого епископа. Позже Византий станет центром одноименной греческой империи, исповедующей православие, а город переименуют в Константинополь (русские называли его Царьградом, ныне – это Стамбул, Турция).
Некоторые церковные историки полагают, что легенда о посещении Андреем Византия внедрялась с политической целью. Константинополю требовался статус апостольской церкви (то есть, основанной апостолом). Это было нужно, чтобы встать вровень с Римом и Александрией Египетской.
Католическую кафедру в Риме, по преданию, основал апостол Петр, кафедру в Александрии — апостол Марк. Сказание о путешествии Андрея равняло Константинополь с этими городами.
С этой же целью в «Повесть временных лет» позже добавился рассказ о хождении Андрея на киевские холмы. Летопись говорит, что на месте будущего Киева апостол водрузил крест и провозгласил: «Здесь воссияет благодать божья, и встанет великий город!»
Вероятнее всего, правки в летопись внесли по указанию князя Владимира Мономаха. В новой версии текста апостол добрался до Новгорода и пошел вверх по Днепру до тех мест, где нынче стоит Новгород. От Новгорода он отправился к озеру Нево (ныне — Ладожское), и там, на горах валаамских, установил еще один крест. По легенде, из этого креста позже вырос Валаамский монастырь.
Другие версии хождений апостола не упоминают путешествие по Днепру. В «Деяниях Андрея», тексте II века, сообщается: апостол прошел по южному берегу Черного моря и отправился на запад.
Конец пути
Житие говорит: вернувшись из похода к скифам, Андрей принял мученическую смерть на кресте в греческих Патрах. По преданию, на казнь его отправил местный правитель Егеат. Он разгневался, узнав, что из-за проповедей Андрея люди меняют языческую веру на христианство.
Апостола привязали к кресту в форме буквы Х. Его руки и ноги по приказу Егеата специально не стали прибивать гвоздями: правитель посчитал, что это продлит мучения приговоренного. Житие сообщает: до самого конца Андрей не прекращал проповеди. А в момент смерти его крест озарило небесное сияние.
Спустя почти семнадцать столетий Х-образный крест станет символом русского флота. На мачтах кораблей появится флаг, который так и назовут — андреевским. По одной из версий, проект флага — голубое перекрестье на белом фоне — нарисовал лично император Петр I.
В конце концов, вопрос о том, как далеко апостол углублялся в славянские земли, не так важен, сходятся во мнении историки церкви. Важнее другое: своей судьбой Андрей соединил юг и север огромного пространства.
Земля славян украшена подвигом великого сонма мучеников и преподобных, благоверных князей и простых людей, имена которых не остались в истории, но которые, подобно Андрею Первозванному, жизнью своею запечатлели верность Христу.
Михаил Боков, rusplt.ru