Как и почему меняются каноны красоты
Сначала мужчины вздыхали по пышным формам и… отвислой до колен груди. Потом – по худосочным и широкоплечим. Потом – по орлиным носам. Потом – по бледным и «слегка беременным». Потом понеслось…«Неизвестная». Худ. Иван Крамской, 1883 год. С сайта naked-science.ru
Красота как иллюзия
Некрасивых женщин не бывает. Потому что где-нибудь когда-нибудь именно этот типаж розовощекой толстушки или рыженькой худышки без бровей и ресниц был пределом мечтаний сильной половины человечества.
Невесты из африканского племени туарегов, к примеру, обречены ходить в девках, если к моменту замужества их талии – и, говорят, даже шеи – не прячутся в складках жира. Складок должно быть не менее 12! А у бушменов и койсанов в моде огромные ягодицы – чем больше, тем красивее. У настоящей красавицы задняя часть должна быть такой, чтобы встать было трудно, да к тому же обязана выпирать строго под углом девяносто градусов (в медицине это явление даже получило название «стеатопегия» – преимущественное отложение жира на ягодицах). Все правильно: в голодной Африке потенциальная невеста должна выносить детей, поэтому ее должно быть много. Хотя на Черном континенте полно и совсем необъяснимых канонов красоты – те же тарелки, вставленные в губы женщин из племени мурси (чем больше тарелка, тем симпатичнее дама). Впрочем, говорят, это делается не ради красоты, а как раз наоборот, чтобы ухажеры из соседних племен не увели. А своим и так сойдет.
В Новой Гвинее женщины обнажают грудь. Причем, любую – и девичьи упругие прелести, и зрелые, поникшие. Так вот именно последние считаются самыми красивыми. Не в смысле дряхлости, а в смысле, чем длиннее, тем лучше (желательно до пупа). А вот в Японии любят молоденьких – тех, что не достигли 20 лет, – за детские лица, слегка оттопыренные уши и… немного кривые зубы.Древнеегипетская красавица. С сайта naked-science.ru
Красота и древние
Красота – понятие, действительно, относительное. Ее «стандарты» зависят от экономических, политических и даже религиозных условий, в которых живет то или иное общество. Так что, зная их, можно угадать, каким в целом будет местный идеал красоты. Но начнем по порядку. Вот прямо с каменного века.
В те далекие времена в моде, очевидно, были более чем корпулентные дамы. Об этом свидетельствуют древние статуэтки – так называемые палеолитические Венеры (древнейшая из них на сегодняшний день – Венера из Холе-Фельс – датируется 35 тыс. лет назад): дородные женщины с гигантской грудью, животом и ляжками. А вот головы у многих нет вообще – вероятно, древним мужчинам этот элемент женского тела был неважен. Много ли изменилось с тех пор?.. Впрочем, красота женского лица важна – это доказывают не только современные стандарты, но и древнеегипетские, и еще больше – древнегреческие.
Население Древнего Египта страдало от периодических войн, но, живя в плодородной долине Нила, особенно не голодало, поэтому красавицы на фресках отнюдь не толстушки, а вполне себе узкобедрые, с длинными ногами и маленькой грудью, широкими плечами, с длинными прямыми и черными волосами и с «кошачьим» макияжем. Излишняя худоба не поощрялась, равно как и излишняя полнота. Ценились подтянутые и даже мускулистые фигуры. Почти как сейчас. Наверное, поэтому нам так приятно смотреть на древнеегипетские рисунки – они напоминают нам образ современных красавиц и красавцев. Никаких излишне кукольных лиц: высокие и угловатые скулы, нос исключительно прямой, губы пухлые, а глаза большие и выразительные.
Древние греки, как известно, ценили красоту. Спартанское воспитание и любовь к Олимпийским играм сделали свое дело – красивыми считались правильные и довольно крепкие пропорции. У женщин – небольшая, но округлая грудь, широкие бедра, не очень длинные ноги и полные плечи, в общем, фигура женственная и плавная. Лицо только с прямым носом почти без выпуклости в районе переносицы (наследники греческой культуры – римляне – красавицами, однако, считали обладательниц носа с горбинкой). Лоб высокий и широкий, а глаза большие и широко расставлены. Недаром богиню Земли Геру в качестве комплимента называли волоокой.Венера из Холе-Фельс. 35 тысячелетие до н. э. Фото ru.wikipedia.org
Красота и грех
В средние века мода в Европе повернулась к красоте задом. Виной тому – продовольственный кризис, перенаселение и засилье католической морали, запрещающей все и вся. Показывать женское тело отныне объявлено грехом, поэтому европейские дамы прячут его в бесформенные одежды до пят. Никаких выразительных черт ни в фигуре, ни в лице – в почете женщины с иконописным ликом: высоколобые (для того, чтобы добиться этого эффекта, дамы выщипывали волосы надо лбом, а потом мазали специальной мазью против роста), с длинной шеей (выбривали волосы на затылке) и рахитичные.
Хорошо иметь светлые, мягкие волосы, но осветлять их намеренно считается греховным, а еще их нужно прятать под странными головными уборами в виде рогов и конусов. Выражение лица должно быть кротким, поэтому никаких бровей (их выщипывали начисто), груди также не должно быть (из-за чего ее нещадно утягивали). Прибавьте к тому мертвенную бледность (кожу осветляли всеми правдами и неправдами – натирались лимонным соком, свинцовыми белилами и делали кровопускания) и небольшой округлый животик (у кого его не было – подкладывали специальные подушечки), символизирующий вечную беременность. Ну, а вообще в европейском средневековье о красоте надо было думать в последнюю очередь: не пристало это женщине.
Красота возвращается
Вернее, то, что в эпоху Возрождения называлось таковой. В измученной инквизицией Европе давно назрел духовный кризис, а вот с уровнем жизни все наоборот – развиваются наука и производство. Мода в том числе, но каноны красоты очень цикличны, и европейское общество поворачивает взор в сторону античности с ее воспеванием человеческого тела. Навязанный Ватиканом образ худышки приелся – и теперь на пике популярности крупные дамы с могучими бедрами, большими плечами и грудью, но маленькими ступнями. Долой трупную бледность – здоровое лицо должно полыхать румянцем!
Но в начале XVII века излишне пышные формы тоже надоедают – в моде легкость и игривость, а еще совершенно неприличные декольте: все внимание на грудь, шею, руки, плечи и лицо. Остальная фигура остается вне особых стандартов, но талия все же затягивается корсетом. В пику средневековой блеклости в чести яркий макияж – скорее, даже грим: обилие пудры, румян и неизменные мушки. Впрочем, по-прежнему популярна невероятно белая кожа (черная считается признаком загорелых от тяжелого физического труда простолюдинок), зато для контраста – черные глаза, брови и ресницы. В волосах – башни цветов и корабли. Из-за чрезвычайной сложности и дороговизны причесок европейские дамы моют головы крайне редко.
Но парики и тонны макияжа тоже надоедают, да и неудобны они. В XIX веке стандарты красоты снова поворачиваются в противоположную сторону – в моде стиль ампир и естественная красота. Чтобы отбелить кожу, дамы не натираются пудрой, а просто… пьют уксус; чтобы обзавестись здоровым румянцем, едят землянику. Излишняя тучность, как и худоба, больше не в почете – идеальная фигура напоминает древнегреческие статуи с их округлыми чертами и грушевидной формой.Кейт Мосс. С сайта naked-science.ru
Красота и худоба
В начале XX века женщины срывают с себя не только одежду, но и вообще все атрибуты женственности: в моду входят короткие стрижки, андрогинные, угловатые, худые фигуры с длинными ногами. А вот от макияжа не отказываются – наоборот. Особенно стараются подчеркнуть глаза и брови. На верхние и нижние веки обильно наносят густые темные тени, чтобы глаза казались большими и трагичными. Брови выщипывают в тонкую линию и обильно красят, в чести брови домиком, что еще больше подчеркивает общую нервность и трагичность женского образа. На пике популярности то, что можно назвать «эмансипированной истеричкой», одержимой мыслями о самоубийстве, – вырвавшейся из патриархального плена женщиной, которая пока не знает, что делать со своей свободой.
Но Вторая Мировая война изменило все – худоба больше не котируется. Из-за голода и лишений европейским мужчинам снова нравятся женственные дамы с кукольной внешностью: курносыми носами, длинными ресницами и губками бантиком. Фигура вполне себе упитанная, правда, при этом вполне пропорциональная.
В 1960-е «оттаявшие» после войны люди вновь обращают взоры на худышек. Наверное, расшатанное общество к тому моменту еще не придумало очередной идеал, поэтому эталоном становится кто-то, похожий на ребенка, а возможно, это просто реакция мира на послевоенный беби-бум. Воплощение его – Твигги: супермодель с воробьиными пропорциями фигуры, гигантскими глазами, длинными ресницами и короткой стрижкой. Такая же худоба ценилась и в 1990-е, когда в моде был образ аскетичной и замкнутой модели Кейт Мосс.
А вот «стандарт» 2000-х – Анджелина Джоли – высокая, худая, скуластая и широкоплечая. Женщина-эмансипе, но с женственно большими глазами и очень пухлыми губами. Начало XXI века пока, вероятно, повторяет «чехарду» ХХ, смешивая образ мужчины и женщины воедино.
Мнение
— Греки вывели универсальное правило золотого сечения – идеальные пропорции красоты чего бы то ни было: будь то портик или женская фигура, – говорит психоаналитик Дмитрий Ольшанский. – Но последующие века показали, что стандарты красоты постоянно меняются век от века, а эпоха барокко, вопреки греческим мифам, ясно заявила, что прекрасными являются как раз диспропорция, дисгармония и выпадение из шаблона. Современные когнитивисты утверждают, что людям нравятся правильные завершенные формы, а эволюционисты убеждены, что всем нравятся здоровые и фертильные самки.
Понятие красоты (как и любое другое суждение вкуса) производно от того языкового мира, в котором оно существует. Поэтому не только в зависимости от эпохи, но и в зависимости от системы идей и структуры языка меняется спектр вкусов и оценок. Например, греческое слово kalos («красота») родственно слову kalon («справедливый»), которым Сократ определяет идеалы республики. Ничего удивительного, что только в греческом сознании могло родиться понятие о единстве красоты, добра и истины. Греки даже представить не могли, что яркий фантик может скрывать никчемную пустышку. Нигде в античной литературе мы не найдем образов расчетливых циничных красоток, которые пользуются своей внешностью, чтобы обманывать мужчин. Почему? Потому что сама структура языка говорит о том, что красота – это справедливость, а иначе и быть не может.
Латинское bellus («красота») родственно с bellum («война»), поэтому только в римской культуре могло появиться представление о завоевании красоты. Отсюда невероятное количество римских косметологических процедур, массажных практик, спа, фэшн- и бьюти-индустрий, которые по своему размаху и капиталообороту вряд ли уступают (а может быть, и превосходят) современные. Красота – это то, чего женщина должна достигать, добиваться и завоевывать. Красота – дело техники. Типично римская идея, в отличие от греческой «честной красоты».
Ольга Фадеева, http://naked-science.ru
1 комментарий
Понятие «красота» присуще только мужчинам и возникло из «женщина, которую я хочу». Женщины пониманию «красоты» могут научится.