Его вывезли контрабандой и подарили Берлину
Сокровища царя Приама, которые (с легкой руки их открывателя, немецкого коммерсанта и археолога Генриха Шлимана) до сих пор ошибочно называют золотом Трои, сегодня насчитывает 259 предметов. Среди них золотые диадемы, височные кольца, нитки бус с подвесками причудливой формы, браслеты, изделия из горного хрусталя. Клад этот с интересной и непростой судьбой.
Генрих Шлиман, заработав огромное состояние на торговле в Европе и в США во время Золотой лихорадки, отдал все свои силы и внушительные средства на то, чтобы найти вожделенную для него Трою. Над ним смеялись маститые ученые, уверяя, что легендарной Трои никогда не существовало, что она – всего лишь красивый художественный вымысел Гомера. Однако Шлиман был не тем человеком, которого легко переубедить. Не расставаясь с томиком «Илиады», он начал раскопки именно в том месте, которое в деталях описал древнегреческий сказитель.
Уничтожил древний храм
Клады, обнаруженные Шлиманом, относятся к периоду ранней бронзы, то есть – 2400–2200 гг. до н.э. Они не принадлежали троянскому царю Приаму, герою «Илиады», воевавшему с греками. Все находки старше Приама не меньше чем на тысячу лет. Они найдены в турецком поселении Гиссарлык, расположенном примерно в 7 км от входа в пролив Дарданеллы – на его азиатском берегу. В древности эта территория называлась Троада, и одним из центральных городов этой местности был как раз Илион, или Троя, как называли его древние греки.
Шлиман первоначально считал, что развалины Трои должны залегать в самом основании холма в поселке. Поэтому нанятые им греки-землекопы метр за метром срывали лежавшие выше, то есть более поздние, древние стены и колонны эллинистического храма. «Установили вагонетки с рельсами, чтобы отрывать сразу большие куски земли. Рабочие доложили, что нашли какую-то стену из мраморных блоков. Мешает. Приказываю срыть», — писал в своем дневнике Шлиман, еще не зная, что «срыть» он приказал древнейший храм IV в. до н.э., посвященный Афине Троадской.
До 1873 г. он продолжал такие разрушительные раскопки, считая, что Троя должна была глубоко уйти под землю, и лишь спустя три года осознал роковую ошибку, написав в своем дневнике: «Я совершил непоправимое. Я уничтожил Трою, которую искал всю жизнь!»
Шедевры древних ювелиров
Золотые образцы Трои были приблизительно найдены летом 1873 г. По легенде, Генрих обнаружил в стене раскопа большой медный предмет необычной формы, после чего отпустил рабочих на отдых и своими руками вытащил большой сосуд с золотом. Археолог опасался, что рабочие просто растащат предполагаемый клад, или боялся возникновения золотой лихорадки, когда население соберется возле раскопок и начнет самостоятельно извлекать древнее наследие Трои из земли. Так что никто некоторое время не знал об этой удивительной находке.
Один из самых известных предметов троянской коллекции — большая диадема. Фотография второй жены Шлимана Софии в этой диадеме стала своеобразной визитной карточкой всех сокровищ. Многие изделия отличаются особенным декором и тончайшей, поражающей воображение работой: здесь, к примеру, можно найти крошечную булавку из золота, верхнюю часть которой украшают шесть миниатюрных сосудиков высотой 7 мм. При этом каждый из элементов такой амфоры спаян из отдельно выполненных частей – венчика, горла, тулова, профилированных ручек и донца. Это значит, что троянским мастерам была знакома технология использования увеличительных линз. Кстати, позже, уже в другом кладе, были найдены и увеличительные стекла из горного хрусталя, которые помогали рассмотреть предмет в увеличении более чем в 2,5 раза.
Не менее примечательный ювелирный экспонат — золотые сережки–корзиночки, над которыми работал древний ювелир III тыс. до н. э., используя техники тиснения, гравировки и ковки, а также золотой браслет и булавка с напаянными спиралями, золотой сосуд-соусник для ритуальных церемоний.
Одним из самых ценных экспонатов своей коллекции Генрих Шлиман считал четыре топора–молота, выполненных из лазурита и нефритоида, причем ни одного полностью аналогичного произведения современная археология так и не обнаружила до сих пор. В XX в. нередко выдвигались теории о том, что три топора являются подделкой или что сам археолог решил повысить значимость своей находки и заказал копии у греческих камнерезов. Однако исследования этих топоров с помощью галогенного источника света показало, что в углублениях их рельефного декора сохранились остатки тончайшего слоя золота — признак их подлинности.
Скандалы и штрафы
Золото Трои Шлиман вывез из Османской империи тайком через море, контрабандой, в Афины, где проживал с супругой Софией. Хотя о кладе, как думал археолог, никто не знал, слухи о нем ходили по всей Европе. Разразился большой скандал. Османская империя требовала вернуть сокровища, найденные на ее территории, и завалила суды исками. Греческое правительство тоже не одобряло действий Генриха. В итоге, он уплатил штраф в размере 10 тыс. франков османскому правительству и 50 тыс. позже, но вся коллекция осталась у него. С ней он организовал европейское турне, представляя сокровища в Лондоне, Гамбурге, Стокгольме и других городах.
София мечтала, что муж подарит коллекцию археологическому музею Афин. Она считала, что образцы древнегреческого искусства должны остаться на родине. Однако Шлиман решил по-своему. Тщеславие подсказало ему предложить золото Трои в дар любой стране, которая профинансирует создание специального музея и назовет его именем археолога. На это не согласилась ни Греция, ни США, ни Франция, ни Италия. Навстречу ему пошла лишь Германия. Ученому было обещано звание немецкого академика и государственная награда в виде ордена. Однако, передавая коллекцию, Шлиман оформил ее как дар народу Германии, а не кайзеру. Все золото и другие сокровища Трои были выставлены в Музее древней и первобытной истории в Берлине.
После 1945 года предметы из троянской коллекции Шлимана находятся в разных музеях мира – в музее Университета Пенсильвании в США, Пушкинском музее Москвы, в Археологическом музее в Стамбуле и Музее первобытной и ранней истории в Берлине.
На кладе Приама деятельность Генриха Шлимана не закончилась. После судебных разбирательств с османским правительством ему запретили вести раскопки на территории древней Трои, поэтому археолог-любитель и большой авантюрист двинулся в Грецию, где в августе 1876 г. начал раскопки в Микенах. Там ему снова улыбнулась невероятная удача, он обнаружил следы цивилизации II тыс. до н.э. и опять-таки большую золотую коллекцию изделий древних мастеров.
По материалам Mdregion.ru, Silver-mania.ru, Mir24.tv