Декольте: от грехопадения до высокой моды

0
Вырез на одежде помогал дышать, соблазнять и кормить ребенка

Женская грудь во все времена вдохновляла поэтов и художников, сводила с ума влюбленных и заставляла страдать завистниц. Ее высекали из мрамора и отливали в бронзе, описывали в прозе и в стихах, рисовали на полотнах и… строго запрещали. И в разные эпохи глубокий вырез в женском платье, обнажающий шею и грудь, был неизменно моден.

«Их в аду подвесят за вымя»

Различают два его типа. Французский decollete, то есть «без шеи», открывал плечи и грудь, зачастую до самых сосков. И английский cleavage, то есть «вырез» — когда плечи скрыты одеждой, но шея, ключицы, пространство между грудями и, иногда, ниже их, открыты для обозрения. История появления этих двух вырезов различается. Декольте изначально создано для соблазнения, а вот кливидж стал вынужденной необходимостью — нужно обеспечить теплообмен в жаркое время года.

Первыми кливиджами были оснащены египетские рубахи-платья калазирисы с V-образным вырезом, почти полностью открывающим грудь. Похожую одежду носили и женщины на острове Крит. В Средневековье вырез делали не только на рубашках, но и в корсажах — проем помогал дышать в туго облегающем верхнюю часть тела платье. Женщины низших сословий носили кливидж со шнуровкой впереди, завязывать которую можно было без помощи прислуги. А вот аристократки были вынуждены носить более неудобные платья с задней шнуровкой, которую помогали затягивать горничные и служанки.
Но как бы там ни было, публичное обнажение груди церковники считали грехом. Францисканский монах-проповедник Оливье Мельяр, особо приближенный к богобоязненному французскому королю Людовику XI (правил в середине XV века), утверждал, что женщин, носящих при жизни слишком открытый кливидж, на том свете ждет особая кара — «их в аду подвесят за вымя». Мельяр возмущался не зря — при дворе отца Людовика XI, короля Карла VII были в моде очень откровенные вырезы. В этом можно легко убедиться, взглянув на изображение его матери — королевы Изабеллы Баварской из Дворца правосудия в Пуатье.

Еще более смелыми были наряды фаворитки Карла VII Агнессы Сорель. Когда церковники предписали любовнице короля публичное покаяние, она явилась на него с вырезом, почти полностью оголяющим одну грудь. От похотливых взоров эту часть тела прикрывала лишь полоска тончайшего батиста. При сыне Карла VII — Людовике — церковники отыгрались на дамах, заставив всех носить максимально закрытые платья.

Азиатский размер

Позже, при дворе французского короля Людовика XIV, в начале XVIII века, мода на декольте расцвела буйным цветом — любвеобильный король-солнце награждал своим вниманием нескольких фавориток, не упуская из поля зрения и других женщин. Поэтому при дворе царила жесткая конкуренция, отразившаяся в откровенных нарядах.

В протестантских странах, где за добродетелью следили особенно строго, декольте не было в почете, и его заменял очень скромный, иногда еле заметный, кливидж. Голландские и швейцарские девушки шнуровали грудь очень туго, а то, что оставалось на виду, целомудренно прикрывали косынками.

Как это ни странно, но одежду с декольте носили и в мусульманских странах. V-образный кливидж на Востоке назывался джуюб и его женщина могла демонстрировать исключительно супругу. А еще в одеяниях с таким декольте дамы могли появляться, не таясь, на женской половине дома среди служанок и евнухов, а также в присутствии детей любого пола. В мусульманских странах за соблюдением приличий в одежде следили еще строже, чем в Европе. В Османской империи за размерами вырезов наблюдало специальное подразделение полиции нравов. Согласно правилам, ворот повседневного женского платья считался нормальным, если в него плотно пролезала голова.

В Японии декольте было разрешено, причем любого размера, но только делали его не впереди, а на спине. Вырезом, открывавшим спину почти до середины, соблазняли своих гостей гейши. В Стране восходящего солнца женщины с выдающимися формами были большой редкостью, поэтому такие декольте сильно выручали соблазнительниц. Волосы японские куртизанки убирали в высокие прически, поэтому они не закрывали изящные линии спины, виднеющиеся в глубоком разрезе.

Правда, такая мода царила не во всех азиатских странах. Во Вьетнаме женщины носили глухие халаты, брюки и платья аозай под горло, а в Китае женский парадный халат цюйцзюй плотно запахивался на груди. В Индии под сари, которое не могло закрыть тело, женщины одевали чоли — короткие кофточки с рукавами, закрывавшие их прелести от нескромных взглядов.

И для крестьянок, и для Мэрилин Монро

В Средние века и простолюдинки, и аристократки носили рубашки, закрывающие не только грудь, но и руки. Кормящие матери носили особые рубахи, собранные у ворота в складки. В этих складках скрывался разрез, через который извлекали грудь, чтобы дать ее малышу. Система была устроена так хитроумно, что даже в этом случае грудь была практически не видна. Все поменялось коренным образом, когда на престол взошел Петр I, он заставлял придворных, а позднее и мещан, одеваться «по немецкой моде». Избежать европеизации удалось только крестьянкам, которые продолжали игнорировать любые декольте и кливиджи и до начала 20 века носили традиционные закрытые сарафаны и рубахи.

Постепенно одежда женщин становилась скромнее, и к началу Первой Мировой войны декольте почти полностью утратило актуальность. Возвращение к эротизму было сделано в 1920-е годы, когда в ход пошли туники и спортивные топы из джерси. Особый интерес, проснувшийся у европейцев к Японии, привел к появлению глубоких вырезов на спине, как в кимоно гейш. В Европе носили платья и блузы, полностью скрывающие грудь, но открывающие спину до самых ягодиц.

Особое внимание декольте начали уделять в послевоенные годы. В 50-х появились new look от Кристиана Диора, подразумевавший стянутую шнуровкой грудь, торчащую из декольте под неестественным углом. Викки Дуган, модель журнала Playboy по прозвищу Спинка, довела вырезы на спине до полного абсурда, открыв взорам окружающих даже крестец. Потом были Мэрилин Монро, Софи Лорен и Элизабет Тейлор, декольте которых сводили с ума миллионы мужчин.

Потом мода на декольте то возвращалась, то оказывалась забытой. Сейчас мы можем наблюдать очередной ренессанс — в Великобритании даже проводят Национальный день кливиджа, в ходе которого на мероприятиях появляются звезды – та же Мадонна — с умопомрачительными декольте.

Источник — bigpicture.ru

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version