С 1837 по 1842 год Жан Помаред по прозвищу Каналья из Ко грабил на дорогах десятки торговцев, возвращавшихся с ярмарок. Со временем он стал положительной легендой в Лангедоке.
Жан Помаред является неотъемлемой частью истории французского Лангедока. Даже спустя 150 лет после казни его имя как-то упоминалось во время одного судебного процесса, в котором участвовал будущий президент Франсуа Миттеран.
18 февраля 1843 года Жан Помаред был казнен на гильотине в городе Пезенасе. Помост гильотины стал конечной точкой жизненного пути этого разбойника с большой дороги. 50.000 зрителей собрались на главной площади, чтобы засвидетельствовать его последний вздох.
Разорен из-за махинаций
Выходец из богатой семьи, Жан Помаред мог бы прожить прекрасную и безбедную жизнь, если бы не начал заниматься темными делишками и подозрительными спекуляциями. Он закупил огромное количество винного спирта. Но в этот момент винодельческий рынок Франции заполонил дешевый свекольный спирт, и Жан Помаред оказался в пролете.
Затем он решил заняться недвижимостью и остаток средств вложил в мутные сделки. На тот момент его состояние, полученное по наследству, оценивалось в 10.000 франков, то есть, было весьма и весьма значительным. Но в результате своих непродуманных действий и темных махинаций он к 1838 году полностью разорился.
Его первым преступлением стало ограбление в 1837 году одного из своих собственных рабочих, которому он только что заплатил жалованье. Вооружившись и загримировавшись, он перехватил рабочего, когда бедняга, ничего не подозревая, возвращался к себе домой. Затем Помаред, чтобы получить страховку, поджег свой собственный дом. А дальше – пошло-поехало. Хорошо вооруженный, он вымазывал лицо сажей, чтобы его было не узнать, а в дополнение ко всему на местах ограблений устанавливал чучела, сделанные из веток деревьев, чтобы придать видимость действий некоей безжалостной банды. Слухи о «банде» поползли по округе. Его целью всегда были возвращавшиеся с рынков торговцы. Когда, по его мнению, это было необходимо, он хладнокровно их убивал.
250 ограблений, 18 дней суда
19 февраля 1842 года, после последнего ограбления, кто-то заметил, как он прячет в поле свою добычу. Полиция устроила засаду, и когда Помаред вернулся, чтобы забрать награбленное, тут-то его и взяли.
Его история привела жителей региона в такой ужас, что все региональные газеты писали о ней, часто выдумывая множество жутких подробностей.
Каналья из Ко, прозванный так в честь небольшой французской деревушки, располагавшейся к северу от города Эро, был признан виновным в 35 вооруженных ограблениях (хотя приписывалось ему 250), поджоге собственного дома, двух покушениях на убийство и в одном убийстве (остальные доказать не удалось). Приговор был предопределен – гильотина.
После казни о нем еще долго вспоминали, и постепенно сложилась целая легенда: Жан Помаред превратился в некоего местного Робина Гуда. Якобы он грабил только богатеев и сборщиков налогов, а затем награбленное раздавал беднякам. Поговаривали, что крупные суммы и драгоценности он зарыл в окрестностях. Еще долго любители кладов рыли ямы, пытаясь найти спрятанные богатства. Безуспешно…
Александр Пархоменко, zakonia