Куртизанка, ставшая женой кузена Бисмарка

0

Эсфирь Лахман, проститутка, выйдя замуж за кузена Бисмарка, строит для себя роскошный дворец.

Уже несколько недель весь Париж только и говорит о дворце, который Паива, эта бывшая проститутка, вышедшая замуж за богатого кузена Бисмарка, построила на Елисейских полях. 31 мая 1867 года она справляет новоселье. Все стремятся на него попасть. Писатели, журналисты, аристократы, весь свет и полусвет толпятся перед входными воротами. Все приходят в полный восторг, открывая для себя роскошный особняк в стиле итальянского Возрождения, спроектированный архитектором Пьером Маньеном. Безвкусица декора граничит с гениальностью.

48-летняя Паива встречает своих гостей на вершине огромной лестницы из желтого оникса, подобной которой нет во всем мире, и которую «охраняет» мраморная статуя, изображающая Вергилия. Внутри – полная роскошь и наслаждение. Все в восторге от ванной комнаты в мавританском стиле, центральным элементом которой является ванная, вырезанная (опять же!) из блока желтого оникса, весящая 900 кг. Краны, конечно же, выполнены из золота, инкрустированного драгоценными камнями. У второй серебряной ванны имеется третий кран для воды, молока или шампанского. Каждый зал заполнен картинами, скульптурами и фресками. В своей газете братья-писатели Гонкуры осуждают этот «бл…й Лувр» со всеми «этими картинами, написанными и еще не завершенными, изображающими куртизанок, начиная с Клеопатры и заканчивая хозяйкой этого дома». Они также критикуют «перебор и безвкусицу в подражании эпохе Возрождения».

Родившаяся в Москве

Приходит время гостям сесть за стол. Зловредные братья Гонкуры рисуют прекрасный портрет хозяйки: «Я смотрю на нее, я изучаю ее. Белая кожа, красивые руки и красивые плечи, оголенные сзади до поясницы, и рыжеватые подмышки, виднеющиеся под обвисшими плечами; большие круглые глаза; нос грушевидной формы с калмыцким плоским концом и с тяжелыми крыльями; ее рот без изгибов, прямая линия, цвета макияжа, все лицо белое от рисовой пудры. На лице есть морщинки, которые на этом белом фоне кажутся черными, и с каждой стороны рта есть впадины в форме подковы, которые переходят под подбородок, который заканчивается большой складкой старости. Лицо, под изнанкой куртизанки, уже достаточно пожилой для своей профессии… короче, это лицо напоминает накрашенный труп».

Эта женщина, которая своей непристойной роскошью поражает Париж, родилась в 1819 году в Москве в бедной еврейской семье. В то время ее звали Эсфирь Лахман. В 17 лет родители заставили ее выйти замуж за Антуана Вильюэна, неприметного французского портного, живущего в России. Родив ему ребенка, она сбегает со своим любовником в Париж, где берет себе имя Тереза. Амбициозная, она быстро становится известной как умелая проститутка, промышляющая возле церкви Нотр-Дам-де-Лоретт. Ей везет: она приглянулась знаменитому пианисту Анри Герцу, который по уши влюбляется в эту рыжую чертовку. Он снимает ей квартиру, одевает ее, покрывает украшениями. Он знакомит ее с композиторами Листом и Вагнером, поэтом Теофилом Готье, журналистом Эмилем де Жирарденом. Это все сливки культурного общества того времени. У гетеры и пианиста вскоре рождается девочка, от которой они быстро избавляются, отправив ее к родителям Герца.

От графа до маркиза

Чтобы продолжить свое вхождение в высший свет, Тереза бросает пианиста и отправляется в Лондон, где охмуряет английскую знать. В возрасте 30 лет она возвращается в Париж и, воспользовавшись тем, что ее московский муж скончался, выходит замуж за маркиза Альбино Араужу де Паива. От этого брака она сохраняет титул, но не самого мужа. Затем она, как перчатки, меняет богатых любовников, которых обирает до нитки. А они не сопротивляются. Наконец, эта дама полусвета получает свой Грааль, выйдя замуж за графа (позже он станет князем) Гвидо Хенкеля фон Доннерсмарка, двоюродного брата Бисмарка и владельца многих шахт. Теперь она становится богатой, чтобы сдержать обещание, данное самой себе несколько лет назад. А именно – строительство «самого красивого дома в Париже» на том месте, где когда-то один из мимолетных любовников выбросил ее из своего экипажа. Строительство обходится в 10 миллионов золотых франков. Баснословное состояние по тем временам. Этот особняк до сих пор существует на Елисейских полях.

Ги Бретон в своей книге «Истории любви в истории Франции» отмечает, что Паива питала личную неприязнь к французам и к Наполеону III из-за того, что её не принимали ни в высшем обществе, ни при дворе, и с 1869 года, пользуясь своими связями, она переправляла Бисмарку информацию, которую получала во время приёмов из разговоров с высокопоставленными гостями. Через несколько лет Доннерсмарки, заподозренные в шпионаже, были вынуждены покинуть Францию и переселились в свой силезский замок Нойдек.

Умерла Паива (графиня Хенкель фон Доннерсмарк) в своих владениях в Германии в возрасте 64 лет. По легенде, после смерти Паивы муж заспиртовал ее тело в хрустальном гробу. Впоследствии этот гроб якобы был обнаружен следующей женой графа – также уроженкой России, по имени Екатерина Васильевна (девичья фамилия Слепцова).

Источник: Le Point, перевод http://zakonia.ru

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version