От заката до заката во дворе звучит бачата, или Почему социофобам нельзя жить в ЛатАме?
Все страны в Латинской Америке разные, но есть некоторые моменты, которые их объединяют, и которые надо знать, если хотите путешествовать по Южной Америке или даже там пожить.
Шум
Да, ребята, в ЛатАме невероятно шумно. Нет, даже в Азии не так шумно, как тут.
Штрихи к портрету обычного дня в ЛатАме: начинается он рано (в семь утра). Где бы вы ни жили, рядом обязательно найдется стройка или ремонт (будут долбить 6 дней в неделю, только в божий день угомонятся). Мото и авто без глушителя — обычное дело, с веселым треском то и дело будут проноситься мимо окон вашего жилища.
Собаки заливисто лают. В Аргентине хозяева выпускают собак на балкон, а в Эквадоре — на плоские крыши частных домов, где те целыми днями перебрёхиваются друг с другом. Продавцы передвижных палаток кричат, зазывая покупателей. Из автомобилей звучит кумбия. Пикают ворота гаражей. Беспрерывно орут сигнализации припаркованных машин.
Любимое хобби местных: выйти в общественную зону и там громко и долго что-то с кем-то выяснять, чтобы слышали все. Шум, если вам повезет с соседями, более-менее утихнет к девяти вечера. Вскоре вы привыкнете ложиться спать в десять, ведь в семь утра вас кто-то да разбудит: собака, сосед, сигнализация, работающий двигатель авто, да что угодно.
С пятницы по воскресенье — праздник, неважно какой, День красной кукурузы или День левого носка, были бы музыка и пиво, а праздник найдется. Хотите спать? Ну что вы такие скучные, транкило, на том свете отоспитесь, а пока слушайте заводные ритмы и не грустите о потерянном сне.
Беспардонность
Откуда ты? А сколько тебе лет? А ты замужем? А есть дети?.. И это не опросник с сайта знакомств, а обычный разговор с кассиром в супермаркете эквадорского города Кито. Шокированы? Готовьтесь, в ЛатАме такие вопросы — обычное дело. За день можно несколько раз услышать их в свой адрес. От простого прохожего, от кассира, от соседа, от мастера маникюра, от охранника — да от кого угодно. Всё это будет спрошено с улыбкой и искренним интересом, ведь вы для них — новое лицо, иностранец. Нам может показаться, что они беспардонные, а на самом деле они просто любопытные. В ответ можно тоже, не стесняясь, спрашивать их про мужей, жен, разводы, детей и возраст. Они ответят без тени смущения.
Медлительность
Находясь в ЛатАме, надо иметь огромный запас терпения: всё тут происходит неспешно. Латиноамериканцы веселые, разговорчивые и медлительные. Особенно это проявляется в учреждениях или на кассах супермаркетов. Делают они все не спеша и за один раз не могут переварить много информации. Например, если они спрашивают ваше имя, не надо сразу говорить имя и фамилию — они все равно не запомнят и переспросят фамилию еще раз. И так во всем, действует правило: одна единица информации за один раз. Просто смиритесь с этим.
Всем известны понятия «медленная еда» (slow food) и «медленный образ жизни» (slow life). Латиноамериканцы в полной мере освоили еще и slow work — это когда все рабочие дела идут, но очень неспешно.
Так, в свой первый день работы в крупнейшем международном университете Южной Америки я с энтузиазмом бросилась на поставленные передо мной до конца недели задачи и сделала их… за два часа. У меня началась паника: что делать-то в оставшееся время? Чтобы впредь такая ситуация не повторялась (а чувствовала я себя ужасной бездельницей, хотя работа-то была сделана), я начала подходить к работе очень slow — то есть, не сразу бросаться на амбразуру, а делать всё не спеша.
Это нормально: на рабочем созвоне 10-15 минут посвятить делу, а потом добрых полчаса обсуждать погоду или как прошли у коллег выходные. И знаете, что? Рабочие задачи все равно делаются в срок и хорошо, но уровень стресса практически на нуле.
Работать после конца рабочего дня — моветон! Мне строго-настрого запретили отвечать на запросы студентов во внеурочное время. «Ида, мы не оплачиваем сверхурочные», — в ужасе сказал мне шеф, когда увидел, что я ответила на несколько писем в понедельник (мой выходной). И я знаю, что меня никто не будет тревожить с работы в мое свободное время, что бы ни случилось — и это кайф.
Что-то я все-таки пытаюсь менять. Помню, как переживала перед первым созвоном с одной нерадивой студенткой (пойму ли я ее? поймет ли она мой испанский?). А она появилась на онлайн-встрече (опоздав на 10 минут) из переполненного автобуса, общалась по громкой связи и была искренне удивлена, когда я сказала, что не смогу с ней поговорить в таких условиях. Теперь в письмах студентам я делаю приписку, что для разговора со мной нужно выбирать тихое место и обязательно иметь наушники. Все слушаются.
Кстати, про опоздания — здесь это часть рутины. Но только если раньше я бы испытывала стресс, что студента или коллеги нет на встрече 10-15-20 минут, то теперь отношусь к этому с пониманием и занимаюсь своими рабочими делами, пока они не явятся онлайн. Зато зарплата приходит точно в срок.
Мне еще многому предстоит научиться, потому что до сих пор меня бесит, когда на простой запрос коллеги не отвечают неделями, а потом (после 2-3 напоминаний) за 5 минут всё решают. Кажется, что с таким темпом работы всё должно быстро улететь в тартарары, а вот нет — оказывается, можно не торопиться, и ничего ужасного не случится. Slow work как она есть.
Ида Павлова, Dos cervezas, por favor (t.me/doscervezasporfavor)