Хорошо на аптечных витаминах зарабатывает фармкомпания Pfizer. Но было бы несправедливо по отношению к другим представителями бигфармы не уделять внимания их «творчеству».
Вот, например, швейцарская Roche, умудряющаяся всегда выходить из воды сухой. В 1973 г. руководитель ее подразделения витаминов Стэнли Адамс на условиях конфиденциальности сообщил Еврокомиссии, что компания организовала сговор с другими производителями витаминов с целью контроля цен на оптовом рынке. Попытка поднять скандал повредила только самому Адамсу: еврочиновники позволили Roche скопировать переданные им документы, где была его подпись. В 1974 г. он был арестован в Швейцарии по обвинению в экономическом шпионаже и измене Швейцарской Конфедерации. Roche выплатила небольшой штраф и продолжила свою деятельность.
Почти через 20 лет ценовой сговор на рынке витаминов снова всплыл в заголовках. На этот раз назвали даже партнеров Roche — BASF AG (Германия) и Rhone-Poulenc (Франция). Совокупная доля участников картеля оценивалась в 60 процентов мирового рынка. В следующие годы к ним присоединились компании из Японии, Швейцарии, Канады и других стран. Руководители этих компаний регулярно встречались, обмениваясь информацией о продажах, договариваясь о ценах и распределяя между собой доли рынка вплоть до половины процента. Компании действовали осторожно и повышали цены постепенно: например, если в 1990 г. витамин А стоил в среднем 11,59 долл. за фунт, то в 1998 г. — 19,84 долларов. Картель, получивший название Vitamins Inc., приносил немалую прибыль: только в США Roche (не говоря уже о других компаниях) за годы его деятельности смогла выручить 3,3 млрд. долларов!
Благодаря их осмотрительности и тому, что цены на непатентованные препараты, имеющие множество производителей, сложно отследить, картель процветал незамеченным, пока руководитель входящей в него компании Archer Daniels Марк Уитэкер не записал разговор в ходе одной из встреч на магнитофон. Далее события развивались по прежнему сценарию: Уитэкер был обвинен в краже 9,5 млн. долл. у своего работодателя и приговорен к тюремному заключению на 9 лет. Roche был назначен штраф в размере 500 млн. долл. (выручка от витаминов в США за 1 год), при этом кампания заявила, что сговор был организован отдельной группой ее руководителей, в то время как остальные члены руководства были к нему непричастны.
Еще лучше непотопляемость компании демонстрирует скандал 2012 г., когда в ходе рутинной проверки британского регулятора MHRA выяснилось, что Roche скрыла более 80 тыс. случаев побочных эффектов 19 своих препаратов, в числе которых была 15.161 смерть. Препараты в списке варьировались от средств для лечения гриппа (осельтамивир) и снижения веса (орлистат) до цитостатиков. Компания объяснила свои действия тем, что сообщения о побочках были получены не в ходе клинических исследований, а через льготную схему для пациентов в США, которые не могли позволить себе покупку этих препаратов. Roche также заявила, что поступила так, поскольку эти случаи не компрометируют профиль безопасности данных препаратов — объяснение, которое вполне удовлетворило EMA. Еще до проведения тщательной проверки регулятор отказался отозвать или приостановить регистрацию на них или изменить инструкцию, утверждая, что нет никаких свидетельств «отрицательного влияния» препаратов на здоровье пациентов. Roche получила указание предоставить все сведения о побочках, после изучения которых EMA в 2016 г. подтвердила прежний вердикт: новая информация никак не изменила соотношение пользы и риска для пациентов. Хотя изначально Roche был назначен штраф в 685 млн. долларов, после того, как в 2016 г. EMA сообщила Еврокомиссии о закрытии дела, он также был отменен. Каких-либо правовых последствий для компании тем более не последовало.
Источник: t.me/viralload