В конце XIX — начале XX века миллионы людей доверяли «открытому письму» — открытке без конверта — чувства, адресованные самым близким. Особенно много желающих было перед Рождеством. Православные и католики отмечали его тогда в один день, 25 декабря. И почтальоны умоляли слать открытки не позже чем за две недели до этого, то есть, до 9-го числа. Поэтому 9 декабря во всем мире отмечают День рождественской открытки.
Придумал англичанин
Старинная английская рождественская открытка в 2001 году была продана на аукционе 22,5 тысячи фунтов стерлингов. Почему так дорого? Декабрь в первой половине XIX века для добропорядочных англичан был нелегким: надо написать и отправить поздравления всем родственникам! Визитными карточками, появившимися в Париже за сто лет до того и распространившимися по всей Европе, отделаться не удавалось: их же приходилось развозить лично, а всех тетушек, дядюшек, кузин и кузенов, двоюродных бабушек и дедушек попробуй-ка навестить!
Вот тогда-то Генри Коул, хранитель национального архива в Лондоне, и придумал выход. Он попросил приятеля-художника Джона Хорсли нарисовать три поколения Коулов, собравшихся за рождественским обедом. Тот вдобавок расположил по бокам и благотворительные сюжеты из жизни семьи: Рождество же! Сделав с картинки литографии и сопроводив поздравительными надписями, Коул разослал их родным, друзьям и знакомым. А оставшиеся распродал. Все были в восторге, литографии украшали стены гостиных, их с гордостью показывали гостям.
Так продолжалось пару лет, пока Коул не смекнул, что на этом можно заработать. И в 1843 году с оригинала, сделанного Хорсли, они отпечатали тысячу открыток. И продали по шиллингу каждую (сумма вполне достаточная, чтобы в те времена плотно позавтракать). Позже тираж повторили, но только раз: бокалы вина в руках домочадцев Коула, включая детей, вызвали критику блюстителей нравов. Из 2005 отпечатанных открыток до наших дней дошли лишь 13. Они-то и продаются теперь на аукционах по баснословным ценам.
Извинительные новогодние открытки
Тогда же, в 1843, в немецком Мюнхене появились новогодние извинительные открытки! Их история берет начало: с Китая. Там накануне праздника хозяин вешал у двери мешочек с надписью: «Извините, что не могу принять лично». И в первый день нового года все, с кем он не смог повидаться, клали туда свои визитные карточки с праздничными пожеланиями. Эту практику позаимствовали и европейцы, с XVI века зачастившие в Китай, отсюда те самые визитные карточки. Ну а потом предприимчивые немцы додумались до извинительных открыток. Их выпускали муниципалитеты и… пожарные части. Купившие эти «индульгенции» освобождались от обязанности письменно поздравлять коллег, начальство и родственников с Рождеством и Новым годом. Открытку прикрепляли на дверь, чтобы отвадить непрошеных гостей. Традиция продержалась почти век, а сейчас её пытаются возродить.
Однако европейцам все ж поздравлять нравилось больше, чем извиняться. И картинка Коула, правда, видоизмененная, отправилась покорять страны — сначала в конвертах, а с 1870 года и без них. Как раз шла франко-прусская война, и обер-почтмейстер Пруссии, чтоб облегчить своим служащим перлюстрацию писем с фронта, придумал открытые письма — открытки. (Перлюстрация — просмотр личной пересылаемой корреспонденции, совершаемый втайне от отправителя и/или получателя.) К концу века открытки, в том числе и праздничные, с рисунками, печатались миллионными тиражами в Европе и США.
Открытки рисовали знаменитые художники
А в 1890-х рождественские открытки пришли и в Россию из Англии. Купцы выбирали те, что без надписи, иногда брали даже не раскрашенные и доделывали (или оставляли как есть, едва нанеся надпись). Все они шли по рублю: ручная работа!
Впрочем, цену скоро сбили немецкие открытки, которых во множестве заказывали книжные лавки. А там и российские частные издательства взялись за дело. Первая русская рождественская открытка создана по акварели Елизаветы Бём. Ею же выполнена и надпись: «Сердце сердцу весть подает и ответа ждет». Открытка открывала серию из 10 картинок тиражом 10 тысяч экземпляров. Его раскупили мгновенно. Еще бы: в оформлении карточек, помимо Бём, участвовали знаменитые художники Илья Репин, Константин Маковский, а позже Александр Бенуа, Лев Бакст, Николай Рерих, Иван Билибин. В наше время, если какая-нибудь из них вдруг появляется на аукционе, то уходит за 2-3 тысячи долларов…
К началу XX века уже множество издательств в России печатали открытки, которые вытеснили с рынка английские и немецкие. Ими украшали интерьер, собирали в альбомы как марки. И, конечно, вовсю рассылали. «Новая мода на почтовые поздравления охватила всех, — вспоминал писатель Владимир Гиляровский. — Подчиненные поздравляли начальников, прислуга писала господам, гимназисты — друг другу, иногда на соседние улицы, рабочие и мастеровые — в деревню родителям. Почта была аккуратна: из Москвы в Петербург отправление шло два дня, из Варшавы в Москву — три дня, из Петербурга в Тифлис — три-четыре. Перед Рождеством, конечно, подольше. Порядок сохранялся даже в начале войны».
Не как у французов
Про открытки в Первую мировую войну — отдельная тема. В отличие от поздравительных карточек европейских союзников, особенно французов, где нередки карикатуры на врага, а рождественский дед шутит с воинами, на русских рождественских открытках акцент делали на религиозных сюжетах, воспоминаниях о доме, которые дополняли стихами. Кроме того, воюющим на фронте раздавали почтовые карточки для ответных писем на родину. Они представляли собой так называемую скорострелку: придуманную британцами и подхваченную русским военным ведомством форму письма с заготовленными фразами. Отправителю оставалось вычеркнуть лишнее, чтобы известить получателей о своем благополучии, о ранении или отправке на родину, сверх этого писать что-либо не рекомендовалось. И только в рождественских открытках оставляли места для поздравления и пожеланий.
Марина Крючкова, «Труд»