Запрет на ливонский хлеб, или Санкции Запада в старину

0

Экономические конфликты с Литвой, Ливонией, Данией и Швецией случались и на самых ранних этапах становления российской государственности.

 

Так, Новгородское и Псковское княжество, будучи средневековыми торговыми локомотивами, часто попадали под санкции Литвы – первое упоминание об эмбарго против Новгорода относится к 1137 году, когда соседняя Литва запретила поставлять туда свое зерно и хлеб из-за плохой урожайности, отмечает «Новая Евразия».
Ливония (историческая область на территории современных Латвии и Эстонии) хоть и долгое время была торговым партнером северной Руси, но тоже использовала экономическое давление продовольственного характера. В 1437 году ливонский орденмейстер запретил продажу зерна и хлеба из Прибалтики на Русь, аннулировав вообще все заключенные ранее торговые сделки с русскими. Эмбарго просуществовало 30 лет.
Едва занявший престол царь Иван III понял, что Ливония и Литва – слишком опасные соседи с точки зрения экономики, способные перекрыть поставки всех важных товаров в регион. Особенно обострилась ситуация после перехода Новгородского княжества под правление великого князя московского в 1478 году.
Литва, Дания, Швеция и Ливония опасаются, что Балтийский торговый узел перейдет под контроль русских. Тогда в Ливонии впервые захотели запретить экспорт свинца, селитры, пороха, медной и серебряной проволоки – всего, что могло бы помочь русским создать мощное войско.
«Централизация и суверенизация молодой Московии автоматически приводит к жесткому экономическому давлению, призванному сдержать развитие», – пишет историк Константин Кусмауль.
В 1570 году испанский герцог Альба предложил запретить поставки меди и бронзы в Москву, чтобы разрушить ее экономику, а также послал своих агентов в Польшу и Литву, чтобы те уговорили местные власти перекрыть границу с Москвой.
Иван Грозный понимал, что западные соседи будут и дальше противодействовать поставке сырья и специалистов в Московию: тогда он решает запустить торговлю по Северному морскому пути.
После того, как под руководством Ивана Грозного Ливонский орден был разгромлен, Запад опасался второй попытки русских начать контролировать Балтийский торговый узел. Поэтому в 1570 году Швеция и Дания блокируют Нарву, завоеванную русским войском, а торговля вновь оказывается парализована. Европейские торговцы же продолжают сокращать экспорт в Россию.
К экономическим санкциям «бонусом» шла кампания по дискредитации на международной арене. «Запад снова заполоняют так называемые «Московские листки». «Московия – страна тьмы», «русские — дикари, варвары и царь у них совсем ужас… у него минимум 50 жен, как в османском гареме», «османы не являются самой страшной угрозой Европе по сравнению с русскими», – читали европейские горожане», – отмечает Кусмауль.

Тимофей Булочкин, polit.info

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version