Он первым стал показывать «кино» в XVII в. и составил карту Атлантиды
Несомненно, Афанасий Кирхер относится к самым удивительным людям XVII ст. Этот монах-иезуит был учёным, мыслителем, собирателем, изобретателем, экспериментатором и иллюстратором. Он отличался необычайной разносторонностью интересов и работоспособностью.
Наверняка в глазах своих современников отец Афанасий выглядел, как человек с другой планеты. Он придумал множество механических машин, сконструировал магнитные часы, примитивный калькулятор и аппарат для геодезических расчетов. Жадно набросился на изобретения того времени, вроде телескопа и микроскопа: он смог распознать солнечные пятна там, где их никто не видел, и разглядел бациллу чумы прежде, чем микроскоп был усовершенствован для наблюдений за бактериями. Кирхер также сконструировал бюро для тайнописи, с таблицами на рейках, чтобы можно было быстро шифровать и расшифровывать письма. В одной из своих книг он приводит пример письма, на первый взгляд совершенно невинного, но содержащего тайное послание «предъявитель сего – предатель и убийца».
Таинственная Индия
Кирхер работал в Риме, духовном центре Италии, где находилась штаб-квартира ордена иезуитов. Он мог полностью отдаться своим научным интересам, пользуясь богатыми книжными сокровищами библиотеки ордена. Иезуиты привозили в его распоряжение отчёты из всех стран света, а император содействовал в издании его трудов в виде роскошных фолиантов. Афанасий и сам совершал путешествия. Поэтому неудивительно, что этот уроженец Тюрингии первый познакомил учёную публику Европы с индийской письменностью деванагари, которую брахманы тщательно скрывали от европейских пришельцев, так как считали их нечистыми.
Карта Атлантиды
Одна из загадок Кирхера – его карта Атлантиды из книги Mundus Subterraneus (1665 год). Вот что пишет об этом американский атлантолог Фрэнк Джозеф: «Являясь основателем научной египтологии, Кирхер провел первые серьезные исследования легенд об Атлантиде. Проявив скепсис, он тщательно изучал тему, собирая одновременно мифы о великом потопе у различных народов в разных частях света. Исследование привело к сбору oгpoмнoгo количества материала в библиотеке Ватикана. Этому передовому европейскому ученому был предоставлен доступ ко всем огромнейшим книгохранилищам. Там Кирхер обнаружил единственное свидетельство, которое доказало: легенда об aтлантах — никакая не легенда. Среди сохранившихся документов имперского Рима Кирхер нашел карту на обработанной коже, где были показаны конфигyрация и расположение Атлантиды. Kapта была не римского происхождения, ее привезли в I в. н.э. из Египта.
Кирхер точно скопировал карту и опубликовал ее. В аннотации он нaзвал ее картой острова Атлантида, составленной вскоре после IV века н.э., скорее вceгo, греческим картогpафом. На карте Кирхера Атлантида была изображена в виде не материка, а большого острова, размеры котopoгo равны Франции и Испании, вместе взятых. В центре острова находился высокий вулкан, который, вероятнее вceгo, изображал гopy Атлас, а также шесть главных рек, о которых не упоминал Платон.
Местоположение и размер Атлантиды Кирхера в точности соответствуют тому, что описал Платон в своих диалогах «Тимей» и «Критий». Но соответствует ли этому какая-либо геологическая реальность в том месте Атлантического океана, где Кирхер когда-то расположил свою Атлантиду? Ответ на этот вопрос был невозможен до выхода в свет в 2003 г. научной статьи, где была описана и картографирована Азорская платформа — базальтовый остров-материк с 2-3-кратной мощностью океанической коры, расположенный на глубине 1-2 км точно в том месте Атлантического океана, где изображена Атлантида на карте Афанасия Кирхера.
Волшебный фонарь и магнитные часы
Аббата Фабри де Пейреска поразила идея Афанасия о ботанических часах из цветов подсолнечника, которые бы не зависели от погоды, как солнечные часы, и даже могли бы использоваться в помещении. Через некоторое время отец Афанасий продемонстрировал аббату магнитные часы, причём магнит был помещён на пробковом диске, который плавал в сосуде с водой; сосуд был снабжён 24-часовой шкалой и ещё одной — меридианной. Кирхер утверждал, что его устройство может показывать время на любом меридиане. Фактически магнитные часы Кирхера были компасом, что сразу заметил Пейреск, который был не только естествоиспытателем, но и судебным следователем.
В 1640-е гг. Кирхер чрезвычайно увлёкся оптикой и развлекал своих гостей разнообразными опытами, в том числе прототипом волшебного фонаря для демонстрации изображений сатаны и прочих подобных сцен. Для Кирхера была очевидна связь между светом и магнетизмом: ведь именно магнитное притяжение солнечных лучей заставляет, по Кирхеру, подсолнечник поворачиваться за Солнцем.
В своей книге «Великое искусство света и тени» (1647 г.) изобретатель привел конструкцию из параболических зеркал, способных зажигать дерево на любом расстоянии. В этой книге есть интересная гравюра: в верхнем левом углу изображено параболическое зеркало, используемое для сбора солнечных лучей и фокусировки их на цели. Кирхер также использовал систему зеркал для конструирования сумасшедших солнечных часов – это хобби породило фантастический часовой механизм, работающий при помощи зажигательных стекол и пара, каждый час издающий паровой гудок.
Еще ученый-иезуит разрабатывал впечатляющие оптические иллюзии и явные провокации. Так он описал средство вынудить вражескую армию к отступлению: запустить ночью бумажного змея в виде дракона, со свечами внутри, и надписью Ira Dei (лат. — «гнев божий»).
Но больше всего Кирхер запомнился жителям Рима, где он занимался преподавательской деятельностью. Он как одержимый носился с идеей создания кино. Вопреки истине, во многих источниках он упоминается как создатель «волшебного фонаря» (Laterna magica). Однако Кирхер был первым, кто использовал проектор для впечатляющих представлений, где, помимо изображения, в ход шли и звуковые эффекты.
Кроме того, Кирхер известен своими опередившими время работами в области акустики, где им создавалась волновая теория звука. Он разработал акустический усилитель и выдвигал идею создания цветомузыкальных инструментов, а также был автором известной «Теории аффекта» о специфическом воздействии музыки на эмоции и психику человека. Он же, очевидно, первым из европейцев пришел к идее программируемого музыкального инструмента.
Кирхер при жизни пользовался бешеной популярностью, но после смерти был предан анафеме. В настоящее время его работы вызывают неподдельный интерес у огромного количества исследователей. Возможно, через какое-то время мир снова откроет для себя Афанасия Кирхера, и его слава будет не меньше, чем у другого великого гения — Леонардо да Винчи.
Проектор, или волшебный фонарь Кирхера. Фото www.dendyizgetto.ru
По материалам http://Klausnikk.livejournal.com, http://Dendyizgetto.ru