«Берегись автомобиля»: истории со съемок

0
Почему Никулин отказался играть Деточкина? Да и Смоктуновский не сразу согласился на эту роль

Идею снять фильм «Берегись автомобиля» Рязанову якобы подбросил Юрий Никулин, рассказав ему вымышленную историю честного водителя, угонявшего машины у тех, кого он считал ворами. Правда, Никулин, которого Рязанов видел в главной роли, от съёмок отказался. Однако, 55 лет назад – 3 февраля 1967 года – одна из самых известных комедий вышла на экран. Как создавалась картина и кто ещё из знаменитых актёров в ней так и не сыграл?

Если верить легенде, вороватое руководство автобазы, испугавшись разоблачения, засадило честного водителя в тюрьму. Выйдя на свободу, он решил отомстить обидчикам и принялся угонять автомобили у всех, кого подозревал в воровстве, – от директора автобазы до представителей городской администрации. Угнанные автомобили он перегонял в другие города, а деньги передавал в детские сады и сиротские дома. Поймали его через год на угоне 13-й машины. Во время судебных разбирательств жители города якобы даже устроили митинг в поддержку местного Робина Гуда. В итоге ему дали год условно.

Правда, никаких подтверждений реальности этой истории найти так и не удалось. Но это не помешало Эльдару Рязанову и Эмилю Брагинскому написать повесть «Берегись автомобиля», которая была напечатана в 1964 году в журнале «Молодая гвардия», и предложить «Мосфильму» её экранизировать. Хотя было абсолютно непонятно – почему главный персонаж вместо того, чтобы идти жаловаться в ОБХСС, ворует и угоняет машины?

В поисках «честного» вора

Изначально в главной роли Эльдар Рязанов видел именно Юрия Никулина. Но тот сниматься отказался. «Для меня главное оставалось непонятным: почему мужик взялся воровать машины? Рязанов объяснял: ну, блаженненький он. Я так играть не могу. Мне надо твёрдо знать, почему миллионы живут себе спокойно, а я стал угонщиком», – объяснял позже Никулин.

Пришлось искать нового актёра. Пробовались Леонид Быков, Василий Лановой, Михаил Державин и Александр Белявский.

Образ Деточкина примерял на себя Леонид Куравлёв. И, по словам Рязанова, Деточкин в исполнении замечательного актёра был достоверен, правдив и симпатичен. «Но в нём не хватало странности, не было эдакого лёгкого сдвига мозгов», – вспоминал позже Рязанов.

Не устроил его и Олег Ефремов, также пробовавшийся на роль Деточкина. Художник картины, увидев пробы Ефремова, заявил, что это «волк в овечьей шкуре». «И действительно, сквозь мягкость, добросердечие и наивность проглядывал волевой, железный человек, худрук «Современника», будущий главреж МХАТа», – признавал Эльдар Рязанов.

Необходимую странность он разглядел у Иннокентия Смоктуновского. Но тот планировал провести время с семьёй, в которой не так давно родился сын Филипп. Тем более его жена Суламифь, которую Смоктуновский привык слушаться, тоже была против съёмок. Поэтому сниматься он отказался. «Это очень интересно, вы стучитесь в ту дверь. Но сейчас я не могу сниматься, я занят», – написал он режиссёру. Тогда Рязанов отправился к актёру, и ему удалось убедить Смоктуновского, что никто, кроме него, эту роль сыграть не сможет. А чтобы актёр снова не передумал, Рязанов взял с него расписку, что тот обязуется сыграть Деточкина. Эта расписка до сих пор хранится в архивах «Мосфильма».

«Я тогда была на него очень рассержена. Но вы ведь понимаете, что режиссёр оказался прав. Я благодарна Эльдару Александровичу за то, что он не обратил тогда внимания на моё недовольство и вырвал согласие супруга», – признавалась позже Суламифь.

И именно Смоктуновский посоветовал Рязанову взять на роль гаишника Георгия Жжёнова, с которым в 50-х годах вместе работал в норильском театре.

Не на той ноте

На роль следователя Подберёзовикова изначально пробовались Юрий Яковлев и актёр Театра Ермоловой Игорь Косухин. Но после неудачных проб Олега Ефремова на роль Деточкина Рязанов решил утвердить на Подберёзовикова именно его.

Юрий Яковлев же блистательно прочитал закадровый текст.

Маму Деточкина чуть не сыграла Рина Зелёная. Вместе с ней пробовались Ангелина Степанова и Цецилия Мансурова. Но в итоге роль досталась Любови Добржанской. Позже она сыграла у Рязанова маму Жени Лукашина.

В роли руководителя драмкружка Рязанов сразу видел Евгения Евстигнеева. Он в ту пору снимался в нескольких фильмах одновременно. Поэтому на съёмочной площадке в ожидании выхода в кадр частенько засыпал. Когда его будили, он спрашивал: «Какой фильм мы сейчас снимаем?» После чего преображался и шагал в кадр, абсолютно готовым.

Именно на съёмках «Берегись автомобиля» родился знаменитый кинодуэт Анатолия Папанова и Андрея Миронова, и актеры с тех пор не раз снимались вместе. Правда, был момент, когда Рязанов засомневался в правильности выбора актёра на роль тестя Димы Семицветова.

Фантастичность сюжета Рязанов стремился искупить реальностью его течения. Поэтому большинство сцен снималось на натуре, даже те, которые легче было бы перенести в павильон – как, например, сцены в магазине. Иногда даже прибегали к скрытой камере.

Папанов же со своей гротесковой манерой игры, как казалось режиссёру, разрушал эту стилистику реальности и выбивался из общего актёрского ансамбля. Однако в итоге переснимать сцены с его участием Рязанов не стал.

…Выйдя на экраны, картина была принята критиками благосклонно и завоевала немало престижных наград на различных фестивалях. Но самое главное – она завоевала любовь зрителей, которой продолжает пользоваться и поныне.

Нелла Прибутковская, «Новое дело»

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version