В каждой семье в ванной, на кухне висит полотенце. Этот домашний атрибут так привычен, что люди просто не задумываются о его уникальности и универсальности, за тысячи лет альтернатива ему не найдена.
Культовый предмет
25 мая отмечается день полотенца. Эта дата связана с американским писателем Дугласом Адамсом. Он — автор увлекательных фантастических книг, в числе которых роман «Автостопом по галактике», где Адамс изобразил полотенце как вещь первой необходимости: «Во многом его ценность определяется практикой: в него можно завернуться, путешествуя по холодным лунам Беты Яглана; им можно накрыться, как одеялом, ночуя под звёздами, что льют красный свет на пустынную планету Какрафун; на нём удобно лежать на песчаных пляжах Сантрагинуса, наслаждаясь пьянящими ароматами моря; его удобно использовать в качестве плотика, спускаясь по медленным, тяжёлым водам реки Мотылёк; им можно размахивать, подавая сигналы бедствия, а можно и намочить его для рукопашной схватки, либо обмотать им голову, чтобы не вдыхать ядовитые газы или избежать взора Кровожадного Звережука с Траля… ну и в конце концов, вы вполне способны им вытираться, если, конечно, полотенце достаточно чистое».
Дуглас Адамс возвел этот предмет в ранг культовых. Впервые день полотенца отмечался в 2001 году, через две недели после смерти писателя, которая случилась 11 мая. Всем поклонниками Дугласа Адамса предлагается в этот день носить с собой полотенце: «Пусть полотенце будет на виду — используйте его как тему для разговора, чтобы те, кто никогда не читал «Автостопом по галактике», пошли и нашли себе экземпляр».
Кстати сказать, и вполне реальные космонавты на орбите пользуются полотенцами, правда, влажными. Впрочем, люди узнали о полотенце задолго до того, как стали мечтать о межпланетных перелетах и когда только-только освоили выращивание сельскохозяйственных культур и стали делать ткань. Самым первым сырьём для ткани у древних цивилизаций был лён. Его культивировали для получения волокна в Древнем Египте, Вавилоне, Ассирии. Лён обладает хорошими бактерицидными свойствами, он прекрасно впитывает влагу и быстро сохнет.
Легко догадаться, что первые полотенца начали делать изо льна, и эта практика оставалась незыблемой в течение десятков веков. Следует заметить, что в Древнем Египте в процессе мумификации мумии заворачивали в длинные льняные полотенца, пропитанные специальным смоляным составом.
Но вот на Ближнем Востоке кому-то пришло в голову соткать полотенца по той же технологии, по которой ткали ковры. И на свет появились махровые полотенца. Они были мягкими, ворсистыми, а впервые ими стали пользоваться в Османской империи. При этом на смену льну пришёл хлопок.
Жаркие купальни были важной составляющей повседневной жизни турок-османов. Вполне понятно, что без полотенец в турецких банях делать было нечего. Любители помыться шли в баню с целым набором самых разных полотенец.
Для головы, плеч, груди, ног, ступней были свои куски ткани. Именно турки превратили полотенце в роскошный атрибут, радующий не только тело, но и глаза.
Сделанные из хлопка махровые полотенца широко распространились в Европе и на Востоке в XVIII веке. Хлопчатая ткань по своей структуре более мягкая, нежная и водопоглощающая, чем льняная. А махровые ворсинки при обтирании создавали приятный массажный эффект и при этом не раздражали кожу. Таким образом, история полотенца вышла на новый, более прогрессивный уровень.
Утирка — по будням, рушник – по праздникам
Примечательно то, что османы придумали и ещё один вид предмета для обтирания – вафельное полотенце. Соткали его впервые в городе Бурсе в XVIII веке. Там жили чрезвычайно профессиональные мастера, обладавшие разными техниками переплетения нитей. Вот они и придумали полотно, напоминающее по своей структуре кондитерское изделие – вафли. К новой оригинальной ткани изготовители одежды отнеслись скептически, а вот полотенца из неё стали пользоваться спросом.
Самые первые вафельные полотенца ткались вручную. За одни день мастер создавал две-три таких вещи. Соответственно, и цена у них была выше, чем у льняных полотенец. Последние были вне конкуренции до конца XIX века. Лишь после 1890 года, когда ткацкое производство полностью механизировалось, грубоватая льняная продукция стала сдавать свои позиции. Махровые и вафельные полотенца, сделанные из хлопка, заполонили рынок и стали на нём доминировать.
Но в наши дни лён и хлопок уже не являются основными компонентами, из которых делают полотенца. На смену натуральным пришли синтетические волокна и микрофибра – полотно из микроволокна с капиллярной структурой. Такие микрофибровые полотенца чрезвычайно мягкие, лёгкие и отлично впитывают влагу. Применяются на практике и одноразовые полотенца из нетканого материала спанлейса…
У славян лён считался основной тканью. Рушник использовали в самых разных ритуалах: на свадьбах, при рождении детей, на похоронах. А вот куски льняной ткани для вытирания лица, рук, посуды именовали утирками или утиральниками. Рушник же для таких целей не предназначался. Он выполнял функции культовой вещи.
В зависимости от предназначения рушники были разными. Подорожный — его брали в путь купцы и паломники. Родильный, в который заворачивали новорождённое дитя. Крестильный — им вытирали младенца после купели. Свадебный — применяли на свадьбах. Хлебосольный — его используют и в наши дни. Именно на таком рушнике выносят хлеб с солью при встрече дорогих гостей.
Классический рушник из льна имел в ширину 40 см и 3 метра в длину. Это полотнище украшали разнообразной вышивкой. Наносили птиц, зверей, сказочных животных. Изображали кресты, растения, геометрические фигуры. До XVIII века узоры на рушниках имели сакральный смысл. Но постепенно он стал теряться, а ему на смену пришли обычные узоры. Они не несли в себе никакой обрядовой составляющей, а только радовали людей разнообразием фигур и расцветкой. В наши дни красоте полотенец уделяется большое внимание, так как именно эстетическое наслаждение выходит на первый план.
Источники — factruz.ru, relax.com.ua