Отвечает священник Андрей Чиженко.
— Наверное, можно в исключительных случаях. К примеру, ехал на автомобиле и нужно по какому-то делу неотложному зайти свечку поставить. Или шел на пляж в каком-то курортном поселке, неожиданно увидел храм, зашел поставить свечку и приложиться к иконам. В этом, конечно, желательно тоже поисповедоваться потом.
Но когда ты собираешься на праздничную литургию и вот перед тобой выбор: надеть шорты или брюки, а ты надеваешь, шорты, конечно, это не приемлемо. Мало того, что ты (а часто это относится и к женщинам с открытостями в районах плеч, декольте и ниже пояса) вводишь в соблазн других людей, ты еще и исполняешься некоторой дерзости предстать пред Богом в неподобающем виде. На мой взгляд, шорты или другие открытые чрезмерно одежды в храме – это сигнал неправильного устроения духовной жизни, отсутствие в человеке страха божия.
В чем состоит это неправильное устроение духовной жизни? Для него храм и мир смешан. И церковь только лишь одна организация в ряду многих, которые человек посещает. Это попытка современного нивелирования церкви, попытка поставить ее в ряду прочих общественных институтов (зашел в кафе перекусить, потом на рынок, потом в церковь свечку поставить, потом пошел на работу, а вечером домой). Вроде бы здесь ничего такого. Обычный день человека. Но если человек не осознает, что «зайти в церковь свечку поставить» – это главное в его дне, то беда. Тогда вместо прикосновения к святыне он совершает святотатство. Очень многие святые говорили о том, что молитва с холодным сердцем, невнимательная молитва – грех.
Но твоя одежда – это начало твоей молитвы. И здесь человек мало чем отличается от священнослужителя. Священнослужитель не дерзнет прикоснуться к престолу или начать богослужение без подрясника и епитрахили. Это попросту невозможно.
И вот когда для меня, священника, начинается богослужение? Я встал, оделся, надел подрясник, потом крест, прочитал утренние молитвы, правило ко святому причащению. Вот когда начинается богослужение! Еще до прихода в храм я уже на службе. Я уже готовлюсь предстать пред всесвятым Богом. Точно так же и любой другой человек. Вспомним наших предков. Лучшие одежды одевали в храм. Но никак не шорты. Потому что я иду послужить моему любимому Богу. И моя чистая красивая одежда – это жертва ему, свидетельство того, что и духовно я тоже хочу быть чистым. Это мое проявление любви к Богу.
Поэтому, дорогие братья и сестры, со страхом Божиим и верою приступите! Тело – это продолжение души, а одежда – продолжение тела, значит, и одежда – это продолжение души. Покажем же Богу во всем свою любовь и принесем ему свою посильную жертву, хотя бы и одеждой.
Источник: «Православная жизнь»