Первую икону образ Божией Матери, как считают христиане, написал евангелист Лука. Иконописцы рассказали, чем их труд отличается от работы обычных живописцев.
Не каждый может похвастаться, что у него в семье есть настоящий святой. Недавно о таком родственнике узнал Алексей Козлов. Его двоюродный прадед Борис Козлов в начале XX века служил клириком в церкви. В 2000-х его причислили к лику святых. «Когда мы узнали, что в нашем роду был такой человек, мы решили написать его икону», — говорит Козлов.
В иконописной мастерской часто заказывают работы, которых в обычной церковной лавке не найдешь. «К примеру, у нас есть икона «Собор святых воинов». Здесь собрали воинов, которых почитал человек, которому они были нужны, на одной иконе они соединены», — говорит директор иконописной мастерской Илья Ильинский.
По словам церковных художников, всем известные образы святых можно написать по-разному. Галина Носко сейчас заканчивает икону Матроны Московской. Святая была слепой от рождения, и обычно ее изображают с закрытыми глазами. Но, оказывается, и такой канон можно нарушить, если найти этому правильное объяснение. «Есть несколько изображений Блаженной Матроны, где она рисуется с открытыми глазами, потому что считается, что в царстве небесном ни у кого никаких недостатков не будет», — говорит художник-иконописец Галина Носко.
Справиться с некоторыми недостатками можно при жизни. Например, в мастерской иконы могут научить писать тех, кто никогда не держал кисти в руках.
Научиться писать иконы можно на специальных курсах. Начинают с азов, потом учат клеить сусальное золото. По словам художников, в их работе необходимо терпение и смирение. Неважно: пишешь ты икону или смешиваешь краски для нее.
Впрочем, освоить технику — не самое важное. Иконописец должен быть верующим человеком. В работе он должен не стремиться выразить свою индивидуальность, а постараться показать небесный мир. Иначе нарисует собственные страсти. «Чтобы передать святое, самому нужно стараться стать святым», — говорит художник-иконописец Галина Носко.
Все иконы в мастерской пишутся в единственном экземпляре. По словам художников, такой образ не только является эксклюзивом, он еще и прослужит дольше, чем обычный, отпечатанный в типографии. Иконопись — кропотливый и тяжелый труд. На один образ может уйти несколько лет. Мастера сами изготавливают краски по старинному рецепту. Пишут лики темперой, замешанной на яичном желтке. Ремесленники стараются сохранять древние традиции, ориентируясь на классические византийские образцы.
Отдельное искусство – реставрация икон, которой также занимаются в мастерской. Процесс восстановления начинается со знакомства с историей иконы, которая позволяет вернуть лику оригинальный облик.
Сперва необходимо заменить обветшалое деревянное основание, после чего можно переходить к живописи. Если икона сильно повреждена, мастеру приходится интуитивно понять замысел предшественника, чтобы восстановить композицию.
Завершается реставрация покрытием иконы лаком. После этого ее уже можно облачать в киот.
Ольга Жемчугова,
«Мир»