Как эмигрантки диктовали моду всему миру
Благодаря эмигрантам в 1920–1930-х годах Европа заболела эпидемией стиля «а-ля рюс». Мастерство рукоделия, которому обучали и в аристократических семьях, оказалось востребовано на заграничном рынке.
Эксклюзивные шляпки, нижнее белье, сумочки, шали, бижутерия и платья со славянскими мотивами, созданные в кустарных условиях экс-баронессами, графинями и княгинями, покупали и европейские дамы, и американки.
Модный дом «Ирфе»
Одной из самых знаменитых семейных пар, основавших в эмиграции дом моды, были супруги Ирина и Феликс Юсуповы. Ирина Юсупова — урожденная Романова — приходилась государю Александру III внучкой, а Феликс Юсупов был наследником одного из древнейших и богатейших родов.
Зимой 1916 года Феликс Юсупов участвовал в убийстве Григория Распутина. Ему удалось остаться безнаказанным, однако семье пришлось покинуть Петербург. Юсуповы некоторое время жили в своем крымском имении, а в 1919 году бежали во Францию.
Первое время чета Юсуповых существовала безбедно. Они распродавали то, что захватили с собой во время бегства, — в основном это были дорогие полотна и драгоценности. Но позже пришлось искать источники заработка. Юсуповы решили открыть собственный модный дом. Он появился в 1924 году. Супруги назвали свое детище по первым двум буквам собственных имен — «Ирфе».
Спустя год на страницах модных французских изданий начали появляться отзывы об одежде от «Ирфе»: «Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность работы и художественное видение цветов сразу поставили это скромное ателье в ранг больших домов моды». Американские и европейские клиентки стояли в очередь к дверям дома моды.
Вскоре княжеская чета открыла бутики «Ирфе» в Туке — на французском курорте, в Лондоне, а затем и в Берлине. В 1926 году супруги выпустили духи «Ирфе».
Но экономический кризис в США больно ударил по княжескому бизнесу: капиталы, вложенные в американские банки, сгорели, клиенты из США более не могли позволить себе одеваться в «Ирфе». Роскошные туалеты стали недоступны и многим европейским клиентам. В 1931 году дом моды и его бутики были закрыты.
Дом вышивки «Китмир»
В 1918 году великая княгиня Мария Романова — племянница императора Александра III — бежала из Петрограда вместе с мужем Сергеем Путятиным и братом Дмитрием. Во Франции великая княгиня и ее супруг быстро остались без средств к существованию. Надежды на немногие романовские украшения, что удалось вывезти с собой, быстро разбились: Европа утопала в роскошных драгоценностях, их продавали по бросовым ценам такие же эмигранты. На небольшие деньги, которые удалось выручить от продажи колец с рубинами и серег с бриллиантами, семья долго жить не могла. Помощи ждать было неоткуда, пришлось искать работу.
Мария Романова начала вязать свитера, шить и чинить одежду. И великой княгине улыбнулась удача. У ее брата Дмитрия был роман со знаменитой Коко Шанель. Модельер заказала у Романовой вышивку, когда узнала, что та берет намного дешевле остальных. Увидев работу, спустя три месяца Шанель тут же сделала заказ вновь — и на этот раз весьма большой.
На свои первые гонорары княгиня окончила курсы машинной вышивки, купила оборудование, арендовала небольшую мастерскую и наняла двух девушек в помощницы. Свое маленькое ателье Мария Романова назвала «Китмир» — в честь пекинеса, который принадлежал ее другу Борису Бахметьеву. Она продолжала сотрудничать с Шанель, которая вскоре решила создать целую коллекцию вещей, расшитых мастерицами из «Китмира».
На показ Коко Шанель пригласила весь французский бомонд. Дефиле длилось три часа, и публика была в восторге. Вышивки Романовой стали появляться на страницах модных журналов, и платья «Китмира» покупали самые богатые парижанки.
Вскоре Мария Павловна получила большой заказ из США. На сей раз всю работу выполняло ее ателье — не только вышивку, но и изготовление самой одежды.
Несмотря на успех, финансовое положение дома вышивки «Китмир» было нестабильным: великая княгиня не имела коммерческой хватки и постоянно вкладывала деньги в сомнительные предприятия. После очередной инвестиции Романова была вынуждена продать остатки фамильных драгоценностей, чтобы погасить долги. В конце 1920 годов вышивки вышли из моды, осваивать же новые сферы модного бизнеса княгиня не стала. В 1928 году «Китмир» поглотила французская фирма вышивки «Фитель и Ирель».
Дом моды «Итеб»
До эмиграции Бетти Буззард была известна под именем — баронесса Елизавета Гойнинген-Гюне, фрейлина императрицы Александры Федоровны. Девушка из прибалтийского баронского рода еще в Петербурге вышла замуж за барона Николая Врангеля. Вся семья баронессы бежала во Францию.
В чужой стране Бетти Буззард и ее сестра Хала занялись шитьем. Вскоре Бетти при поддержке мужа решилась открыть свой собственный дом мод. Он получил название «Итеб» — ее собственное имя, написанное наоборот. Начало великокняжескому бизнесу было положено в маленькой квартирке на улице де Лиль, которую сняли под мастерскую. Появились первые заказы — не гнушались даже самых банальных. Это позволило работницам и самой хозяйке набить руку. В 1919 году Бетти Буззард стала называть себя мадам Итеб.
Интерес иностранок к ручной, почти ювелирной, работе сделал свое дело — к 1930 году дом моды разросся до колоссальных размеров. Однако тяжелая экономическая ситуация в Европе сказалась на платежеспособности многих клиенток, которые одна за другой стали отказываться от платьев «Итеб».
Бетти Буззард попробовала обратиться к спортивной моде, которая тогда только набирала обороты. Но и это не спасло «Итеб».
Перед самым закрытием модного дома Феликс Юсупов предпринял попытку объединить «Итеб» и «Ирфе», однако ничего не вышло и из этой затеи. Мадам Итеб вновь превратилась в Бетти и была вынуждена пойти работать приказчицей в другой модный дом.
Дарья Лёгкая,
Сulture.ru