Сегодня сюжет вызовет улыбку, но сто лет назад зрители переживали и пугались
Первый фильм в жанре хоррор носит название «Замок дьявола» и был создан французом Жоржем Мельесом. Стоит сразу воздать хвалу упрямству и настойчивости этого иллюзиониста, судьба которого лишний раз доказывает, что человека, смело идущего к своей цели, не остановит ничто и никто.
Синематограф: лучший фокус
На первый взгляд, у Жоржа не было практически ни одного шанса стать режиссером, да и вообще проявить себя творчески. Решительно настроенный отец вместе с двумя старшими братьями Мельеса спали и видели, как он, повзрослев, станет помощником в семейном бизнесе по пошиву обуви. Но работа в обувной мануфактуре была ожившим кошмаром для творческого юноши, который вопреки козням семьи получил неплохое классическое образование в двух колледжах. Он постоянно рисовал на полях своих тетрадей. С 10 лет, не подозревая, какой в нем скрыт талант, создавал кукольные театры из подручных материалов — для своего удовольствия.
Период армейской службы многие вспоминают как не самый легкий в своей жизни. А Жоржу Мельесу именно армия помогла выбрать дальнейший жизненный путь. Проходя службу в гарнизоне, который базировался возле дома известного европейского иллюзиониста Роберта Гудина, юноша свел с ним близкое знакомство, стал часто бывать в гостях. Но интереснейшему общению вскоре было суждено прерваться: отец отослал свое непокорное чадо в Лондон учиться ремеслу клерка у своего друга.
Постигая все тонкости работы вполсилы, весь свой энтузиазм парень тратил на посещение знаменитого театра иллюзий Невила Маскелайна. Вернувшись из столицы Англии и так и не проникшись идеей семейного бизнеса, упрямый младший сын продолжал днем работать в обувной мануфактуре, а по ночам, не зная усталости, брал уроки иллюзионистского мастерства.
Как только отец Мельеса отошел от дел, Жорж с превеликими радостью и облегчением продал свою долю в бизнесе старшим братьям и потратил все свои накопления вместе с приданым жены на покупку театра Роберта Гудина. Правда, его техническое оснащение оставляло желать лучшего, но находчивый Мельес быстро его модернизировал, придумал пару десятков новых трюков и дело пошло на лад. А спустя некоторое время он услышал о новинке, которая никого не оставляла равнодушным, — синематографе, и впервые увидел первый фильм Луи Жана Люмьера. Потеряв дар речи от восторга, Жорж тут же решил заполучить себе такой же аппарат для показа фильмов, но получил категорический отказ от братьев Люмьер. Мельес не отступился от своего замысла и просто купил кинопроектор-аниматограф напрямую у изобретателя Роберта Уильяма Пола.
Влетает гигантская мышь
Приобретя вместе с аппаратом несколько короткометражных фильмов, Жорж стал комбинировать их показ с показом своих иллюзий. Правда, сюжеты короткометражек были примитивны, публика же становилась все более продвинутой. И вот однажды Мельес решил создавать собственные фильмы по своим сценариям.
Это он проделал с блеском. Но самым важным было другое: создав ужастик «Замок дьявола», Жорж стал отцом для нового жанра в кино. Правда, простите за каламбур, ужастик был совсем не ужасным… Продолжительность первого фильма ужасов составляла целых… три минуты. Точнее, чуть больше, и по тем временам это было нормально, ведь длина пленки такой короткометражки составляла, подумать только, 60 метров.
Конечно, сегодня такой сюжет вызывает разве что улыбку, но ведь для конца XIX века критерии зрительской любви, да и вообще восприятия были совсем другими. Что же происходит? В таинственную залу замка внезапно влетает гигантская летучая мышь, которая (почти как в наших сказках) ударяясь оземь, превращается в самого Мефистофеля — врага рода человеческого. Зловредный дьявол ожидает, что вот-вот появятся в замке два смельчака, которые готовы провести ночь в его покоях, ибо заключили пари. Не теряя времени даром, нечисть вызывает своего помощника-карлика, он подходит к встрече двух чужаков творчески: создает в огромном котле красавицу, которой отведена будет особая роль. Подготовив все нужное, Мефистофель отдает приказ карлику исчезнуть. Появившиеся двое друзей ведут себя по-разному: один убегает в ужасе, а второй смело сражается с нечистой силой.
Далее следует целый ряд пакостей и «ужасов», таких как скелет, уместившийся на лавке, превращение красавицы в старуху и так далее. В конце короткометражки, исчерпав все свои силы, положительный герой тянется к распятию (что оно делало в замке дьявола?) и происходит чудо: Мефистофель повержен, герой изгоняет исчадие ада и силой добра освобождает замок от злых его чар.
Таким простым сюжетом были увлечены все люди, смотревшие этот фильм сразу после его создания. Они искренне переживали за героя и вздрагивали, видя козни лукавого. Остается только догадываться, какой урон психике был бы нанесен людям XIX века, если бы они увидели наши современные фильмы ужасов. Потому что первый ужастик подобен детской сказке, немного страшной и непременно с хорошим концом. И в этом всем кроется какое-то необычное очарование.
Татьяна Ревунова, Travel Ask