Жемчужину Персии сжег Александр Македонский

0

Персеполис – один из известнейших ныне городов древней Персии. О нем сложился миф, что он был столицей великой империи. Однако это не совсем так. Дело в том, что город построили посреди пустыни, без выхода к морю и реке. Почему город-дворец появился в столь странном месте? Дело в том, что Персеполис никогда даже не задумывался как столица. Он строился исключительно для проведения пышных церемоний и демонстрации могущества династии Ахеменидов.

Персеполис — это греческое название (от perses polis — «персидский город»). Сами персы нарекли свой город Парса. Его строительство началось в 518 г. до н.э. Затеял его царь Дарий Великий. Интересно, что сами персы в город попадали нечасто. Из-за своего отдаленного местоположения путешествие в Парсу было почти невозможно во время сезона дождей и зимой, когда дороги превращались в грязь. Его использовали главным образом в весенний и летний сезоны.

Интересно, что в античном мире о Парсе ничего не знали, пока его не разграбил Александр Македонский в 330 г. до н.э. Историк Плутарх утверждает, что Александр вывозил сокровища Персеполиса на спинах 20 тыс. мулов и 5000 верблюдов.

Роскошные дворцы и ворота

Персеполис стоит на специальной каменной платформе. Ее частично сложили из соединённых между собой металлическими скобами каменных блоков, частично вырубили из прилегающей скалы. В платформе была проложена сложная система водоснабжения и канализации. В восточной части в скалистом подножии горы была выдолблена цистерна-колодец 4,7 на 4,7 м и глубиной 26 м, выполнявшая двойную функцию – предотвращения подтопления дворца весенними горными ручьями от тающего снега и водного резервуара.

Площадь Персеполиса составляла около 125 тыс. кв. м. Согласно античным источникам, его главный дворец был окружён тремя стенами с оборонительными башнями: первая линия – 7 м высотой, вторая – 14 м, а третья возвышалась на 27 м. Но до настоящего времени стены практически не сохранились, так как основный материалом при строительстве дворца был не слишком долговечный известняк.

Около 515 г. до н.э. началось строительство широкой лестницы до дверей дворца. Этот двойной вход во дворец, известный как персеполитанская лестница, был шедевром симметрии на западной стороне здания. Её ступеньки были настолько широкими, что персидская царская семья и благородное семейство могли подняться или спуститься по лестнице верхом, не касаясь земли ногами. Вершина лестницы вела к небольшому двору на северо-восточной стороне террасы, напротив Ворот всех народов. Эти ворота, известные также как Ворота Ксеркса, должны были подчёркивать могущество царя и смирение покорённых им народов. На них была выбита гравировка на трёх языках – староперсидском, нововавилонском и эламейском, которая гласила, что царь Ксеркс во славу Ахурамазды создал эти ворота, которые прекраснее всего, что создавалось когда-либо в Персии.

Ворота всех народов представляли собой квадратное сооружение примерно 25 на 25 м, со сводом, поддерживаемым четырьмя колоннами высотой 16,5 м с капителями в виде двухголовых быков–тянитолкаев, с тремя дверными проёмами – западным (через который все посетители входили в помещение Ворот), южным, который вёл к Ападане и, похоже, предназначался только для титульной нации империи – персов и мидийцев, и восточным — для остальных наций и ведущем ко Дворцу ста колонн по улице Армии – крытому проходу длиной 92 м и шириной 9,7 м, с нишами для почётного караула через каждые 7 метров.

Согласно задумке архитекторов, во время проведения парадных шествий посетители не титульных наций империи, представляющие собой покорённые народы, должны были пройти к тронному залу через ещё одни врата — Ворота армии, но эти ворота остались незавершенными из-за захвата города Александром Македонским. Каменные заготовки для ворот и их украшений можно увидеть сейчас на том месте, где Ворота армии должны были стоять. Незавершённые детали дают представление о том, каким образом возводились колонны и стены – для поднятия деталей использовались строительные леса и лебёдки. Для большей надёжности крепления в прилегающих друг к другу блоках сверлились отверстия, соединённые канавкой, в которые вбивалась металлическая скоба, а затем заливался расплавленный свинец, заполнявший полости, после чего в канавку поверх скобы накладывался камень и отполировывался, чтобы сделать крепление незаметным.

Великий дворец, украшение Персеполиса, построенный Ксерксом I, состоял из большого зала длиной 24,6 м с четырьмя большими колоннами и входа с западной стороны. Здесь народы, подчиненные империи, подносили царю дань. Были две двери: одна на юг, которая открывалась ко двору Ападаны, а другая — к извилистой дороге на восток. Поворотные устройства, обнаруженные на внутренних углах всех дверей, показывают, что двери были двустворчатыми, вероятно, из дерева, и покрыты листами из богато украшенного металла.

Опьяненные вином и жаждой мести

Великий город персов разрушил Александр Македонский, одержимый идеей покорить могущественную Персидскую империю. Историк Диодор описал историю разрушения Персеполиса.

Александр постоянно проводил игры в честь своих побед. Он приносил щедрые жертвы богам и развлекал своих друзей. Вино на пирах лилось реками. На одном из банкетов умами опьяненных греков овладело безумие. Согласно легенде, Таис, известная и популярная афинская гетера, пылая ненавистью к персам, когда-то захватившим Афины и предавшим столицу Греции огню, надоумила Александра ответить завоевателям тем же и сжечь дотла их город-дворец. Опьяненные вином и жаждой подвигов и мести, греки организовали шествие и зажгли факелы. Женщины и музыканты подбадривали запал собравшихся песнями и танцами. По легенде, первый факел на Персеполис швырнул Александр, за ним последовала Таис, затем и все остальные. Огромный пожар на сухом воздухе разгорелся моментально и быстро уничтожил древнюю Парсу.

От величественного дворца Дария остались только колонны, лестницы и дверные проемы. В огне погибли уникальные записи Авесты (священного писания зороастрийцев), сделанные золотыми красками на бычьих шкурах.

О некогда знаменитом в Азии городе быстро позабыли. О нем стало известно только в 1930-х гг. Конечно, руины Персеполиса нашли раньше и даже вели там любительские раскопки. Всерьез изучением города занялись Эрнст Герцфельд и Эрих Шмидт из Чикагского университета. Они провели в Парсе 8 плодотворных археологических сезонов. Благодаря их работе власти нынешнего Ирана, преемника Персии, выделяли финансирование на сохранение руин и реконструкцию тех зданий, где это было возможно.
Сейчас туристы приезжают в древний Персеполис, чтобы проникнуться стариной и восхититься размахом строительства древних царей.

По материалам Mysteryofiran.multiscreensite.com, Dobryveselchak.ru

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version