Океаны других планет

Земля обладает далеко не самым большим запасом воды в Солнечной системе

Многие считают, что Земля — единственная планета в Солнечной системе, обладающая колоссальными запасами воды. Однако в сравнении с некоторыми местами в Солнечной системе, наш родной мир – настоящая пустыня, как с точки зрения всего объема воды, так и количества жидкости относительно размера планеты.

Вода в космосе
Взять хотя бы ледяной спутник Юпитера — Европу, который по размерам меньше нашей Луны. Ученые проанализировали старые 20-летние данные одного из космических зондов «Вояджеров» и обнаружили еще больше доказательств в пользу того, что запасы воды Европы в два раза превышают таковые на нашей планете. Есть серьезные подозрения, что даже крошечный Плутон обладает подповерхностным океаном, по объему сравнимым с земным.
Стив Ванс, планетолог из Лаборатории реактивного движения NASA, многие годы занимается исследованиями миров, которые могут скрывать под поверхностью воду. Он вывел усредненные значения толщины ледяных корок поверхности миров Солнечной системы и глубину их океанов, а также рассчитал, сколько же воды может иметься на этих объектах.
Согласно данным Национального управления океанических и атмосферных исследований, Земля обладает примерно 1,3335 зетталитрами. Эта единица равна 1 миллиарду кубических километров.
Исходя из того объема воды, которым располагают миры Солнечной системы (от меньшего запаса к большему), список выглядит таким образом: Энцелад (спутник Сатурна), Тритон (спутник Нептуна), Диона (спутник Сатурна), Плутон (карликовая планета), Земля, Европа (спутник Юпитера), Каллисто (спутник Юпитера), Титан (спутник Сатурна) и Ганимед (спутник Юпитера).

Миссии будущего
Ганимед — крупнейший спутник газового гиганта Юпитера и самый водный мир Солнечной системы еще по одной причине: 69 процентов общего объема спутника может занимать жидкая вода, что существенно больше, чем у любого другого космического тела из списка выше.
По мнению ученых, Мимас, спутник Сатурна, а также Церера – крупнейший астероид в Солнечной системе, тоже могут иметь океаны из воды. Однако исследователи не уверены, насколько большими могут быть эти «водоемы». Чтобы наверняка подтвердить или опровергнуть мнение, потребуется провести не одну космическую миссию.
На данный момент NASA планирует миссию Europa Clipper к Европе. В ее рамках ученые хотят составить точную карту ледяного спутника. Исследователи ожидают, что миссия начнется где-то между 2022 и 2025 годами. Зонд проведет более точные расчеты размера океана Европы, а также «попробует на вкус и запах» частицы водных гейзеров, вырывающихся с поверхности спутника.
Европейское космическое агентство планирует аналогичную миссию под названием Jupiter Icy Moons Explorer. Ее запуск должен состояться в 2022 году. Достигнуть Юпитера космический аппарат должен будет в 2030.
В рамках миссии планируется провести два облета Европы. Затем космический аппарат на 8 месяцев займет орбиту вокруг Ганимеда, собирая научные данные и отправляя их на Землю.
Кто знает, возможно, один из этих зондов обнаружит первое неопровержимое доказательство существования жизни в сотнях миллионах километров от Земли.

Николай Хижняк,