Топ-100

Разрушители городов

Каких астероидов нужно бояться человечеству

Насколько близко космические тела подходят к нашей планете, и какие из них могут представлять угрозу для человечества?

«В неделю мимо Земли на достаточно близком в космических масштабах расстоянии из известных нам астероидов пролетают примерно 7–10 объектов. В среднем количество астероидов, которые более-менее сближаются с нашей планетой, постоянное», – говорит астроном Сергей Нароенков. По его словам, астероиды небольшого размера обнаруживаются, как правило, либо на подлете к Земле, либо уже после того, как пролетели мимо. Тем не менее, для каждого из них рассчитывается орбита на ближайшие 100–150 лет, чтобы знать, когда и как близко космическое тело может подлететь к нашей планете в следующий раз.
Нароенков подчеркнул, что если вдруг на Землю внезапно полетит крупный астероид, то мы ничего не сможем с этим поделать. «Да, разрабатываются проекты, как можно этому противостоять. Один из них – разбить космический зонд размером примерно с холодильник о спутник потенциально опасного для Земли астероида Дидим, чтобы посмотреть, как изменится орбита главного тела. Это должно произойти в 2022 году. Но пока большинство проектов – пробы пера, которые, возможно, будут реализованы в дальнейшем», – сказал астроном.

В свою очередь, ученый-астрофизик Сергей Попов перечислил возможные потенциальные угрозы астероидов для Земли в зависимости от их размеров. Наибольший урон планете способны нанести небесные тела размером в несколько километров и больше. «Глобально опасным астероидам все равно, куда падать. Даже если в Тихий океан, то плохо будет всей планете. Но замечу, все такие астероиды известны, ни один из них на сегодняшний день не представляет для Земли никакой угрозы. Куда большую опасность в этом плане несут кометы. Они могут достигать размеров в 10 километров. Вот кометы действительно во многом неизвестны, хотя замечать мы их научились за несколько лет до пересечения орбиты Земли. Крупные – раньше, мелкие – позже. Но если представить, что в ближайшие 10 тысяч лет на Землю упадет что-то размером 10 километров, то это будет комета, а не астероид», – считает Попов.

Объекты размером порядка 100 метров и более при падении на Землю астрофизик назвал убийцами городов. «Если такие астероиды падают, скажем, в центре тайги или Тихого океана, то, вообще говоря, это не особо кого-то коснется. Плохо, когда он падает прямо на город. Но астероиды размером 100 метров и более обнаруживаются заранее, примерно за год до сближения. И те оценки, расчеты и рассуждения, которые я видел, говорят о том, что если мы, например, узнаем, что через год астероид упадет на какой-то город, то проще горожан отселить», – рассказал Попов. Мелкие объекты диаметром несколько десятков метров не способны нанести Земле серьезного урона, продолжает астрофизик. Здесь аналогию можно провести с падением метеорита в окрестностях Челябинска, который не вызвал катастрофических последствий для города.

Никита Камзин, m24.ru