Сериал с Педро Паскалем и Беллой Рэмси в главных ролях едва успел выйти, а уже после первой серии в соцсетях радовались: «Проклятие экранизации видеоигр снято!» — и сравнивали шоу с «Ходячими мертвецами», когда те были на пике.
Игру на экран перенесли с огромной любовью и скрупулезностью, а бюджет на продакшен НВО явно не пожалел. Почему экранизацию ждали так долго и в чем феномен серии игр?
Идея начинает прорастать
Началось все со студенческого задания. Учащимся Университета Карнеги-Меллон в Питтсбурге в 2004 предложили придумать идею для игры о зомби и рассказать ее режиссеру Джорджу Ромеро. Маэстро бы оценил, а понравившийся концепт превратили бы в полноценный прототип. Двадцатипятилетний Нил Дракманн тогда предложил историю о полицейском, потерявшем дочь, и о дочери, потерявшей отца, которые нашли поддержку друг в друге посреди зомби-апокалипсиса. Ромеро задумка не понравилась, но сам Дракманн от концепта не отказался.
Так вышло, что срок инкубации у The Last of Us был долгий: Дракманн окончил университет, устроился в студию Naughty Dog — кстати, ответственную за серию Uncharted, по которой недавно вышел фильм с Томом Холландом и Марком Уолбергом, — и продолжал обдумывать проект.
У истории было много итераций (повторений), с каждым разом она видоизменялась. То коп превращался в преступника; то исчезали классические зомби, а вместо них главной напастью был вирус, который заражал только женщин. И главный герой Джоэл должен был доставить не заразившуюся женщину в лабораторию, чтобы с ее помощью разработали вакцину. Идею в студии тогда посчитали мизогинной (женоненавистнической).
И хотя основа была неизменна — история о путешествии сильного и слабого персонажей, в конце которой слабый защищает сильного; потерявшие семью незнакомцы находят друг в друге отца и дочь, — сюжет никак не приходил к красивому финалу. «Он просто не был искренним», — говорил Дракманн в интервью The Verge.
Внутри студии Нил советовался с Брюсом Стрейли, который в итоге стал гейм-директором игры; они долго обсуждали концепт, ходили к руководству. И после успеха Uncharted им дали добро на разработку.
Здесь нужно сказать, что создание любого продукта — это командное творчество. И итоговая версия The Last of Us — это не только Нил Дракманн, хотя его вклад, конечно, неоценим. Не стоит забывать аниматоров, программистов, дизайнеров, художников и весь персонал, который приложил руку к игре.
Конечно, огромная доля успеха — кастинг. Этот пазл начал складываться, когда на роль главной героини Элли взяли актрису Эшли Джонсон. Она очень многое дала персонажу Элли, и это не только манеры и голос. Например, Джонсон сама исполнила несколько песен, которые Элли играет на гитаре.
Долго искали Джоэла, того самого «полицейского» или «отца». Трой Бэйкер — еще один культовый и узнаваемый голос — внешне был на него совсем не похож. На кастинг вместо искомого брутального, сурового бородатого мужчины пришел худой, если не тощий, высокий блондин. Но только он смог достать нужный образ и нужную интонацию Джоэла — ожесточенного, потерявшего все в новом мире.
К слову, идею о кордицепсе (грибе-паразите, который цепляется к жертвам и берет их под контроль) создатели подсмотрели в одной из документалок. В реальности иммунитет человека не позволяет грибу установить над нами контроль. Да и вообще на Западе и не только многие употребляют его в пищу, иногда в виде порошка, иногда в виде синтезированного мицелия. И особенно он популярен у звезд. Так что, если услышите про начавшуюся пандемию кордицепса, держитесь подальше от Гвинет Пэлтроу.
Плоды успеха
Первая The Last of Us (в переводе «Одни из нас») вышла в 2013. Тогда она наделала много шума. Если вы попробуете ее сейчас, то скажете: «Подождите, а что здесь такого?» Кажется, похожее мы видели в играх с десяток раз.
The Last of Us была первой в своем роде. Она задала тренд на многое: кинематографичность повествования, большой и детализированный мир в играх, жестокость в бою, реализм, продвинутые анимации, даже на управляемых ИИ напарников (отчасти). И конечно, на серьезную, драматическую историю. Можно поспорить, что наличие хороших элементов не равно понятию «шедевр», но свою проверку временем игра прошла.
Выделить какой-то один элемент, который поразил абсолютно всех, сложно. Наверное, в общих словах это внимание к деталям — это касается и постановки, и сценария, и режиссуры. Элли в одной из сцен, например, впервые видит садовых гномов — это напоминает нам о том, что эта девочка родилась уже в разгар апокалипсиса и не застала старый мир. Из таких моментов складывается большая картина этого мира, а в нее аккуратными мазками вписываются персонажи.
Забегая вперед, боевая система в первой части ощущалась достаточно жестко. Но во второй ее сделали еще лучше. Каждый выстрел в игре ощущается нутром, а враги буквально кричат и просят пощады у игрока.
Первая часть продалась тиражом в более чем миллион экземпляров за неделю; несколько раз ее признавали игрой года и «лучшей когда-либо созданной игрой». И, понятно, что за ней последовало продолжение. Во второй части повествование велось от лица повзрослевшей Элли. Плюс появились новые герои. Part II в плане истории, режиссуры, дизайна и геймплея может дать фору многим играм, вышедшим за последние три года. И если вы когда-нибудь захотите ее пройти, не бойтесь, она не кусается. А история также берет за живое.
Когда Нил встретил Крэйга
Разговоры об экранизации шли с момента выхода первой части. В 2014 права на фильм продали студии Sony Pictures, но процесс заглох: уместить всю историю в полнометражный формат не получалось. Разработка проекта велась до 2020 года, пока его окончательно не закрыли. Позже была попытка снять анимационный фильм, но Sony не одобрила идею.
Крэйг Мэйзин — продюсер и огромный фанат игры (прошел ее минимум 12 раз) — еще тогда присмотрел проект, но разочаровался, увидев, что планируется фильм, а не сериал. Несколько лет спустя права на его детище уже вернулись обратно, и Дракманн, набивший шишки с экранизацией другой своей игры, Uncharted, искал того, кто поможет ему создать сериал. В 2019 общие друзья свели его с Мэйзином, и уже через неделю они оба предложили сериал по The Last of Us каналу НВО. Там идею одобрили и бюджетом не обделили.
Это позволило собрать на главных ролях звездный состав, снимать в течение полугода в Канаде. Пилотный эпизод должен был срежиссировать Кантемир Балагов, но он ушел с проекта, хотя успел снять часть сцен. За проектом осталась закреплена Ксения Середа, с которой Балагов работал над «Дылдой». Она стала оператором пилотного эпизода.
Действие сюжета происходит через 20 лет после начала пандемии гриба кордицепса. Мутировавший гриб, превращающий людей в подобие зомби, вызвал пандемию, выкосившую человечество. Города — в руинах, выжившие — в огороженных стенами населенных пунктах с условиями жизни, близкими к тюремным. Среди выживших — контрабандист Джоэл Миллер и подросток Элли. У девушки, родившейся после пандемии, есть иммунитет к смертельному вирусу. Миллер везет ее в организацию «Цикады», чтобы сделать вакцину с использованием ее антител.
Сценаристы не скрывали, как создали дизайн зараженных. HBO выложил ролик, в котором рассказал о создании образов зараженных в сериале «Одни из нас». В видео показали, что мутирующие части тела сделаны из специального силиконового материала, а не с помощью компьютерной графики. По словам создателей проекта, им приходилось часто поправлять грим, чтобы он смотрелся естественно.
Проклятие видеоигр
Бич всех игровых экранизаций — обычно их делают похожими или по мотивам. В общем, слишком сильно перерабатывают и в итоге теряют некий главный ингредиент, благодаря которому история работала.
Почему-то в Голливуде долгое время считалось, что игры — это несерьезно, и их старались сильно переработать под, назовем это, взрослую аудиторию. Например, тот же Uncharted не имеет сюжетно ничего общего с игрой; как и Assassin’s Creed с Майклом Фассбендером; или «Принц Персии» с Джейком Джилленхолом (хотя, в общем, неплохой фильм).
Но в случае с The Last of Us виден другой подход: команда четко выделила самое главное, что заставляло историю работать, а геймеров по всему миру переживать за героев. И это «самое главное» бережно перенесли на экран. Кроме того, нам показывают новую сторону апокалипсиса и мир игры — сериальный формат позволяет оторваться от Джоэла и увидеть события не глазами главного героя, а чьими-то еще.
Музыку для игры и сериала написал один композитор – Густаво Сантаолалья. К слову, хотя создатели стремились снять сериал так, чтобы он был похож на игру, они попросили исполнителей главных ролей не пытаться копировать поведение героев в оригинале. Рэмси прислушалась к просьбе, а Паскаль все же пытался сыграть, но у него не получилось.
Кстати, ученые из Университета Дьюка подтвердили, что грибы могут быть опасными в случае глобального потепления и привести к зомби-вирусу как в сериале «Одни из нас». Преимущество грибов в том, что они умеют мутировать, адаптироваться к любым условиям. Однако сейчас можно быть спокойным, ведь они пока не угрожают человечеству, пишет издание PNAS.
Источник: The City (thecity.m24.ru)