Встреча с Тамарой перевернула всю его жизнь
Клюквин озвучил многих голливудских актеров, да и сам известен своими многочисленными ролями в кино и в Малом театре.
«Я не веду учет, сколько чего озвучиваю и играю»
Александр родился 26 апреля 1956 года в Иркутске. Папа Клюквина был военным, в 1973 году в составе группы войск оказывал помощь правительству Сирии, так что, юный Саша мечтал о поступлении в Суворовское училище. Все изменилось, когда в старших классах его пригласили в школьный КВН, доверив играть среднюю голову Змея Горыныча. На другом вечере Саша читал «Баню» Зощенко. Тогда он и решил, что будет актером. После школы уехал в Москву, к бабушке.
Первый раз придя в ГИТИС и увидев там «молодых людей с длинными волосами и курящих в коридоре», провинциал Клюквин развернулся и ушел. Он устроился во МХАТ монтировщиком декораций. А в начале марта его мама случайно увидела объявление о наборе на подготовку к поступлению в театральное училище. Руководитель студии отправил Александра восвояси со словами: «Ты не годишься в актеры». Юноша умолял взять его на испытательный срок, и его приняли «кандидатом, ненадолго». Сейчас Клюквин говорит, что его первый учитель, очень похожий на Станиславского, — великий человек. Он оказал огромное влияние на театральную судьбу Александра. А учился актер в Щепкинском училище на курсе у Михаила Ивановича Царева.
В 1978 году Клюквин попал в труппу Малого театра. Тогда же начал понемногу пробовать себя в озвучивании кинофильмов. На сегодня голос актера звучит в огромном количестве художественных картин, мультиков и видеоигр. «Я не веду учет, сколько я чего озвучиваю и играю. Но, примерно, если соединить документальные фильмы, озвучку художественных фильмов и книг, рекламу, если все это взять вместе — думаю, сейчас уже будет больше 15 тысяч фильмов. Да, это много. Ну, ладно, может быть, десять. Возможно, я хочу казаться солиднее, — смеется Клюквин. — Но если сказать «очень много» — это будет действительно так. Этим делом я занимаюсь давно уже, почти тридцать лет. Страшно сказать, я однажды работал над мультфильмом вместе с Иннокентием Смоктуновским. Я тогда знал, что он – Смоктуновский, а он не знал, что я Клюквин, я был молод, а он уже признанный деятель кино. Это я к тому, насколько давно я этим всем занимаюсь».
Одно время Александр преподавал во ВГИКе, его попросил прийти в институт Виталий Соломин. Но проработал Клюквин там недолго: «Скажу откровенно, это очень интересное дело, и оно было мне очень по душе. Но если относиться к нему со всей ответственностью, надо проводить в институте шесть дней в неделю по девять-десять часов. То есть, ни на что другое времени не остаётся. А потом я, наверное, всё-таки не педагог по натуре. Когда у нас был выпускной, все вокруг веселились, выпивали, а я поймал себя на мысли, что мне хочется плакать, потому что уходят родные мне люди, с которыми я провёл три года. Баталов тогда предложил мне взять курс, но я понял, что не смогу этих ребят полюбить так же, как моих первых выпускников».
Уже не верил, что будет счастлив в браке
Актер пробовал себя как поэт, писал песни к мюзиклам «Усилия любви» и «Таинственный ящик», был постановщиком спектакля «Мнимый больной» и рок-оперы «Дон Жуан». Да и кинематографическая биография актера, как ни странно, началась в театре. Сначала телезрители видели Александра Клюквина преимущественно в фильмах-спектаклях. Непосредственно в игровом кино актер стал появляться уже в конце 80-х.
Актер снялся в семейном фильме «Бывший папа, бывший сын» и биографической драме «Дело Сухово-Кобылина». На протяжении 90-х годов Клюквин работал в студии, озвучивая кинокартины, а на съемочной площадке появился только раз, поучаствовав в создании популярной саги «Петербургские тайны». Зато в 21 веке Александр начал сниматься очень часто: появился в сериалах «Каменская», «Марш Турецкого», «Сезон охоты», драмах «Адмиралъ», «Жизнь взаймы» и других.
Он записал множество аудиокниг: «Я уже сам могу выбирать и отказываться от работы, если мне что-то не нравится. Я всегда говорю: есть артисты, которые читают буквы, есть артисты, которые читают слова, предложения. Есть артисты, которые читают текст, а я читаю книгу с самого начала, с первого звука. Объяснить этого не могу, кто не понимает — пусть не суётся в эту профессию». Кстати, автор книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг сама выбрала голос Клюквина: «Мне известно, что она проводила кастинг среди исполнителей её книг и выбрала меня, — говорит Александр. — Я сейчас немножко похвастаюсь. Я могу читать совершенно незнакомый текст, не останавливаясь, и одновременно править орфографию, заменять неудачные слова. Это не составляет труда».
Первый раз актер женился на однокурснице. А через одиннадцать лет развелся, поняв, что любви нет. Да и во втором браке с дизайнером Еленой, как сейчас признается Клюквин, настоящих чувств тоже не было. Супруги прожили двадцать лет, но под конец вообще было «тягучее и совсем неправильное существование, когда неинтересно жить вместе».
«Нежную и добрую» Тамару Клюквин встретил, еще будучи в браке с Еленой. В то время он уже не надеялся, что в его жизни когда-нибудь будет новая семья. Однако, когда увидел женщину, которая пришла устраиваться на работу в его театр, то потерял голову. Александр тогда принял решение буквально за два дня и развелся.
Три года он добивался руки и сердца Тамары, потом они сыграли свадьбу. «Тамара – это огромное количество юмора плюс любовь. Это то, в чем я купаюсь уже много лет. Мы очень похожи, и мне это нравится», – так отзывается о своей третьей жене артист. У него с супругой разница в возрасте — 30 лет, Клюквин — ровесник родителей Тамары: «Мне кажется, что они не понимают этого до сих пор. А нас с Тамарой эта разница не смущает, никаких заморочек по этому поводу нет. Вместе мы уже давно. К сожалению, нам редко удаётся куда-то всем вместе выбираться. Меня дома практически не бывает. В театре жена работала заместителем заведующего режиссёрским управлением. Сейчас занимается воспитанием нашей дочери».
Своих детей у Клюквина долго не было, как родную он воспитывал дочь второй жены. Но в 58 лет в его жизни случилось чудо, о котором он уже и не мечтал: «До рождения моей дочери Тони я и представить не мог, что означает безграничная любовь к детям. Вся моя жизнь перевернулась с ног на голову. Для меня театр встал на второе место, а на первом стоит моя жена и дочь. Вся моя жизнь состоит из любви к ним».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Звездный бульвар» , «Союз» , Peoples.ru