Зрители знают его как Федора Курочкина из сериала «Тайны следствия»
Он обожает комедийные роли и ненавидит слово «серьез»: «У меня на него аллергия. Люблю быть рядом с ролью, а не внутри нее. Я не люблю, когда артист так вживается в роль, что ему шепнешь: «Эй, люстра падает», а он не слышит — он в образе. А потом лежит, встать не может после спектакля. Вообще, отсутствие видимого старания артиста на сцене — признак аристократизма».
«Я оказался упрямее и своих позиций не сдавал»
Александр Новиков родился 27 октября 1969 года в семье питерской интеллигенции. Родители с ранних лет всесторонне развивали мальчика, прививали сыну любовь к театру. «Сам я впервые столкнулся с искусством Мельпомены в возрасте трех лет, — вспоминает актер. — Именно тогда мама решила, что пора познакомить меня с постановкой под названием «Неизвестный с хвостом» в Большом театре кукол».
В школьные годы мальчика отдали обучаться музыке, он неплохо пел и играл на барабане. Саша экстерном окончил музыкальную школу по классу ударных инструментов, но продолжать обучение дальше не захотел. Он мечтал стать актером, что совершенно не входило в планы его семьи.
Когда Александр объявил родителям о решении поступать в театральный, на него обрушился шквал негодования: «Трагедия была, до рукопашной дело доходило. Мне ж было уготовано совершенно другое. Папа был врачом, гинекологом. И семья имела на меня кардинально противоположные виды: что-то близкое к этой чудесной профессии. А тут вдруг — театральный институт. Это то же самое, как если бы я заявил, что завтра в космос улетаю. Как в водевиле, последовала классическая немая сцена, затем все ушли, потом стали принимать меры. Но я оказался упрямее и своих позиций не сдавал. Хотя не могу похвастаться непримиримой хваткой по всем другим жизненным вопросам, но тут выдержал все битвы».
Так, отвоевав право на самоопределение, юноша успешно сдал экзамены в государственный институт театра, музыки и кинематографии (ныне Академия театрального искусства) и попал на курс известного актера и режиссера Игоря Владимирова. Уже на вступительных экзаменах между педагогом и учеником возник творческий контакт и взаимная симпатия: «Игорь Петрович на поступлении не дал мне читать, я успел только сказать свое имя и название басни, как он начал хохотать. Наверное, я ему показался смешным. Он набирал нас внимательным и любящим глазом, мне кажется, уже тогда зная, кто останется у него в театре».
В 1990 году, окончив ЛГИТМиК, актер был принят в труппу театра им. Ленсовета, которым руководил его любимый учитель. Позже Александр поделился: «Для меня решающим фактором поступления в театр Ленсовета было даже не то, что я играл на этих подмостках еще в студенчестве, а личность мастера, его художественная политика, его человеческие и творческие принципы, его энергетика. Мне посчастливилось играть в нескольких спектаклях Владимирова: «Игроки», «День рождения кота Леопольда», «Крошка», «Двери хлопают». В «Карлсоне» он доверил мне роль Карлсона после Равиковича и Филатова».
«Федя Курочкин — не мое второе «я»
Театр стал родным домом для актера. На его подмостках Новиков сыграл более четырех десятков ролей, примеряя на себя не только разнохарактерные человеческие образы, но и животных, и сказочных персонажей: «Анализируя галерею созданных мною образов, я, к огромному своему изумлению, обнаружил, что сыграл огромное количество персонажей о четырех лапах, усах и хвосте. Среди животных, образы которых были созданы, наряду с традиционными собакой и котом, значатся также лев и енот, что было уж совсем непросто. В этой же компании оказались два юноши с непростыми судьбами — принц Клаус и вор Рулле».
В кино актер дебютировал в 1990 году в роли Белоглазова в исторической драме Виталия Мельникова «Царская охота» по мотивам одноименной пьесы Леонида Зорина. Снимался в детективах, исторических драмах. Однако широкую известность актеру принесла роль оперуполномоченного Феди Курочкина в детективе «Тайны следствия».
«Еще когда меня только утверждали на роль, я понимал, что режиссеру нужен веселый персонаж, — рассказывает Новиков. — С другой стороны, сериал достоверный, и найти более непохожего на оперативника артиста, чем я, было трудно. Поначалу художники по костюмам озаботились, что со мной делать, все-таки не «Джентльменов удачи» снимаем. Мучились, пока не пришли к простому, но справедливому решению: как хороший артист не всегда похож на артиста, так и хороший опер не всегда похож на опера. В любом коллективе есть странный человек, вечно жующий какие-то пироги и бутерброды, Курочкин именно такой. Кроме того, этот сериал связывает меня с Анной Ковальчук. Честно скажу, это самая любимая партнерша в театре. Как у нее получается на каждом рядовом спектакле давать партнеру ровно столько энергии, сколько ему сегодня нужно, и забирать ровно столько, сколько он может сегодня дать? Совершенно особенный дар!»
Новикову не обидно, что его, исполняющего главные, знаковые роли в театре, знают все же больше как Федора Курочкина: «Нет, ну что значит слово «обида»? Я отдаю себе отчет в том, что это справедливо, это так. Сериал идет уже почти двадцать лет. Я люблю эту работу, это большая часть жизни, и я к ней отношусь очень хорошо. Я прекрасно отдаю себе отчет, что если говорить о каком-то узнавании и какой-то известности, то, конечно, мне все это принес именно сериал. Он не может все время быть абсолютно ровным, были лучшие и худшие годы, удачные серии и совсем неудачные. Как-то он идет и идет, и во всяком случае я об этом не жалею. Но и не было со мной такого, что я проснулся и подумал: как это так-то, Федя Курочкин?»
За долгие зрители стали невольно отождествлять Александра Новикова с его героем, однако сам актер здесь не видит особого сходства: «Все-таки Федя Курочкин — не мое второе «я». Но съемки в «Тайнах следствия» длились много лет и продолжаются, это большой кусок, значительная часть моей жизни».
Подготовила Лина Лисицына, по материалам http://Stuki-druki.com , http://Lensov-theatre.spb.ru