Актер рассказал о комедиях, современном кинематографе, ушедших временах и о том, почему современному обществу не хватает доброты.
– Александр, вы приняли участие во втором сезоне сериала «Мир! Дружба! Жвачка!». Расскажите об этом.
– Я снимался в сериале про 1980-е, и было интересно, что же такого снимут про 1990-е. Я посмотрел первый сезон «Мир! Дружба! Жвачка!», он мне понравился, и я принял приглашение поучаствовать в этом проекте. Мой персонаж Толик – обычный человек, немножко романтик, бывший геолог. Такой человек-праздник, который он устраивает для других, а сам остается без праздника. Не все его понимают, только одна женщина – Аннушка. Так складываются обстоятельства, что он оказывается в квартире дочки Анны, а дальше всё понеслось. Не буду дальше рассказывать, смотрите кино.
– Работая в этих сериалах, вы погружаетесь в то время?
– Безусловно. И все это благодаря художникам-постановщикам. Потому что в «Восьмидесятых» они где-то искали по знакомым сервизы, баночки, телефоны – весь антураж. И хотя «Мир! Дружба! Жвачка!» про другое время, там тоже выдержана стилистика тех лет в квартире. Я беру, скажем, стакан и сразу погружаюсь в то время.
– Вы не в первый раз снимаетесь в фильмах про ушедшие времена. Скучаете по тем годам?
– Ностальгию по 1990-м я вряд ли испытываю. А я пожил-то ого-го: и в 1960-е, и в 1970-е, и в 1980-е, и в 1990-е, и в 2000-е. По старым временам – да, я испытываю ностальгию. По школе, по деревне, в которую меня возили каждое лето, по институту. Какое-то было все-таки более доброе, веселое и отзывчивое время – есть что вспомнить. Сейчас люди стали немножко злее.
– Как складывалась ваша жизнь в 1990-е?
– А в 1990-е и мы, и страна пережили нелегкие времена. 18 августа 1991 года у нас родился сын. Было непростое время: талоны, отсутствие еды, подгузников и всего остального. В 1993 я снялся в фильме «Барабаниада» – это моя такая лебединая песня. У меня была главная роль без слов, что для актера, безусловно, самое тяжелое. А в 1995, собственно, начали «Фонари» (сериал «Улицы разбитых фонарей». – прим. Metro) снимать. Я ушёл из театра – не было работы. Продавал у метро «Василеостровская» какие-то фартуки с прихватками. Работал в кинотеатре на Садовой заместителем директора. Что могли делать, то и делали.
– Можно сказать, что роль майора Соловца изменила вашу жизнь?
– Да, потому что я могу сказать своим детям, что внес свой вклад в телевизионные проекты.
– А что скажете насчет современного кинематографа?
– Беда. К сожалению, тенденция идёт на какую-то коммерцию. Мы перестали снимать фильмы о жизни, о любви. По большому счету. Они есть, но в каком-то единичном варианте. И так мы просто потеряем поколение. Да, раньше были какие-то черно-белые, может, в чем-то наивные картины, но они именно трогали: я либо плакал, либо смеялся. А сейчас фильмы какие-то пустые, и это очень печально и грустно. Согласитесь, о детях никто не снимает, сказок нет. С чем это связать, я не знаю. Каждый актер хочет сняться в хорошем кино у хорошего режиссера и, что самое главное, с хорошим сценарием. А это в последнее время куда-то делось. Вроде вузы выпускают сценаристов. Но как-то всё грустно. Ну, нет хороших сценариев! Или про «сиськи-письки», или про что-то подобное.
– А комедии?
– Комедии тоже перестали снимать. Или это совсем тупизм (еще раз возвращаясь к потере поколения) и превращение нас в какую-то серую массу. А молодежь будет думать, что это и есть юмор и что вот это смешно. А это абсолютно не смешно, это грустно. И исчезли личности – что в театре, что в кино. Если раньше ходили на личность, на имя, то сейчас как-то всё не туда. Но даже если появляется кто-то яркий, то из него выжимают все соки и пихают куда только ни попадя. Так случилось с Костей Хабенским, потом был Данила Козловский, сейчас Саша Петров, который везде. Так нельзя. Есть такая тенденция: продюсеры выжимают всё из артиста, потом давайте следующего, потом еще следующего. Я как-то года два назад сходил с женой на какую-то комедию и, пока мы дошли до дома, уже забыл, про что она. Ну, разве так можно? Ну, вот ты продюсер, получил деньги, ну, сними ты два плохих фильма, но на заработанные средства сними что-то одно хорошее.
– Вы все-таки ходите в кино?
– Вот два года назад как сходил, так с тех пор и не был. Но у меня маленькие дети, и в большей степени надо успеть дать им что-то хорошее и полезное. И распределить силы на как можно длительное время. Мы стараемся читать сказки каждый вечер. Вот Андрей (младший сын. – Прим. Metro) с удовольствием послушал и Носова, и «Денискины рассказы». Сейчас начали Зощенко «Лёля и Минька» и что-то просят перечитывать по несколько раз.
– Чего не хватает современному обществу?
– Я могу судить только по своему жизненному опыту. Когда мы жили на 13-й линии Васильевского острова, где жила моя мама с бабушкой в блокаду, все во дворе друг друга знали. Если заходил кто-то чужой, мы спрашивали: «А вы к кому идете?» В драках никогда не били ногами. Упавшего поднимали. После битвы взрослые ребята обнимались и пили портвейн. Пропали праздники, уже нет ощущения Нового года. Какая-то трогательность, внимание и добро по отношению к другим исчезли. Люди изменились. И меняет людей само общество. Раньше большую часть времени мы проводили во дворе на свежем воздухе. Мы помогали по дому – что могли. Папа ходил в «загранку», а я помогал маме: и стирал, и гладил сам чугунными утюгами, и полы натирал. И сейчас я вижу, что человеческие качества изменились. Может быть, общество так влияет, не знаю. Всё было другое.
Зинаида Белова
Metro