Актёра Александра Пяткова называют мастером эпизода. В числе его лучших работ – сержант Хэй в фильме «Тайна чёрных дроздов», Сашка в «34-м скором», Барон в «Бульварном романе».
– Как вас нашёл японский режиссёр Акира Куросава?
– Меня увидела в дипломном спектакле ассистентка с «Мосфильма» и пригласила на пробы к Куросаве. Так получилось, что в этот день я играл в спектакле, денег на такси не было, и из центра до «Мосфильма» я добежал. Ворвался возбуждённый, разгорячённый, наверное, это и помогло мне показать себя с самой выигрышной стороны: попросили что-то спеть – спел «Вечерний звон», дали примерить шинель – примерил, причём специально по-богатырски напряг мышцы так, что шов на спине разошёлся. На меня, конечно, с укоризной смотрели члены нашего художественного совета, зато Куросава мне коньяк предложил, сигару, а сам мою фамилию в своём списке красным карандашом обвёл. Я подумал, ну всё, не видать мне роли Олентьева. И тут японский режиссёр меня через переводчика спрашивает: «А не хотел бы я сняться в его картине?» Я был на седьмом небе от счастья. Картина «Дерсу Узала» потом «Оскара» получила, а моя жизнь изменилась коренным образом.
– Вы снимались в фильме «Как царь Петр арапа женил». С Владимиром Высоцким доводилось общаться?
– Немного. Но первый раз наша встреча с Высоцким произошла на картине Станислава Говорухина «Ветер надежды». А на съёмках фильма «Как царь Пётр арапа женил» получилось так, что на меня рухнула горящая печка, и Владимир Высоцкий бросился на помощь.
– Вы снялись во многих знаковых фильмах, какую роль вспоминаете с особым чувством?
– Как-то я сказал знакомым, что хотел бы сыграть этакого сержанта-недотёпу, как во французских фильмах, и через неделю меня пригласили на роль сержанта Хэя в картину Вадима Дербенёва «Тайна чёрных дроздов». Потом, когда фильм показали в Великобритании, о моём Хэе сами англичане сказали, что это лучший английский полицейский, сыгранный иностранным актёром.
– В этой картине снимались многие звёзды. Что вам особенно запомнилось?
– Актрисе Любови Полищук я так и остался должен денег. Как-то мы с актёром Эрменгельдом Коноваловым, он играл садовника, решили в свободное время пойти погулять. Заняли денег у Любови Полищук. Она одолжила и говорит: «Ребята, мне мужу надо купить кроссовки. Вот вам ещё деньги, найдите где-нибудь кроссовки». Мы деньги с благодарностью взяли и потом их с благодарностью прогуляли. Пришли к Полищук и рассказали, что денег нет и кроссовок тоже нет. Она в ответ рассмеялась и сказала: «Ну и фиг с ними, выпили за моё здоровье и слава богу!»
Другая история случилась, когда съёмочную группу пригласили отдохнуть и порыбачить на яхте недалеко от Талина. Мы ловили треску, дурачились, и тут начался 4-балльный шторм. При этом оказалось, что капитан яхты и матросы так надрались, что не в состоянии пришвартоваться в бухте. Пришлось мне вспомнить свои юношеские навыки и взять управление яхтой в свои руки. До сих пор не понимаю, как у меня получилось пришвартоваться.
– Ради съёмок вам часто приходилось осваивать что-то новое?
– В фильме Василия Степановича Панина «Опять надо жить» я играл машиниста паровоза. За два часа научился запускать всю паровозную систему, все механизмы, подкидывать в топку уголь и потом, когда потребовалось, мой паровоз застучал колёсами. Для другого фильма пришлось отчасти освоить профессию пилота самолёта МИГ-27, во всяком случае поднять самолёт в воздух я сумел. Зрители часто не понимают, насколько сложно бывает снимать кино, каких это требует сил, собранности, напряжения.
Ирина Колпакова
«Северо-запад»