Как режиссер превратил свою жизнь в сказку
Есть такая примета: если по телевизору показывают «Морозко», значит, скоро Новый год. Если «Вечера на хуторе близ Диканьки» – значит, на носу Рождество. Если идет «Варвара-краса…» или «Огонь, вода и медные трубы» – значит, у школьников каникулы. На киносказках режиссёра Александра Роу выросли уже целые поколения детей. У его фильмов есть какое-то особенное обаяние, притягивающее зрителей по всему миру. Впрочем, таким же обаянием обладал и сам Александр Роу, который сумел сделать сказку и из своей собственной жизни.
Сын ирландского подданного
В биографии Александра Роу много чудес и загадок. До сих пор даже неизвестна точная дата его рождения – по одним источникам, это 8-е. по другим – 9 марта. Роу появился на свет в селе Юрьевец Костромской губернии.
Отец режиссера, Артур Горвард Роу, был ирландским инженером. В 1905 году он по контракту приехал в Сергиев Посад налаживать мукомольное производство. Здесь, в России, Роу женился… на гречанке, и вскоре от этого смешанного брака на свет появился маленький Саша.
Жизнь необычного семейства перевернула Первая мировая война. В 1916 году Роу-старший сбежал на родину в Ирландию, оставив больную жену и 10-летнего сына без средств к существованию. С тех пор детство для Саши фактически закончилось. Чем он только не занимался: был помощником священника, торговал спичками и гребешками, которыми его снабжали ремесленники-кустари, вертелся на самом дне бедняцкой жизни.
По настоянию матери Саша поступил в промышленно-экономический техникум. Однако от судьбы, как известно, не уйти. Будучи студентом, Александр Роу попал в агиттеатр «Синяя блуза». Хотя театр – это громко сказано. Компания молодёжи выступала прямо на улицах, выкрикивая смешные стишки и забавно изображая крестьян, буржуев и пролетариев. Тогда-то Роу и понял, чем на самом деле хочет заниматься. С экономическим образованием было покончено – Александр стал студентом киношколы Бориса Чайковского, которую окончил в 1930 году. Еще четыре года он проучился в драматическом техникуме имени Ермоловой.
Параллельно Роу уже работал на киностудии. Он был ассистентом на съемках фильмов «Марионетки», «Бесприданница» и «Белеет парус одинокий». А в 1937 году новоиспеченный режиссер получил первый собственный проект – фильм «По щучьему велению».
С тех пор биография Роу сводится к одному – сказки, сказки, сказки…
Чудеса в решете
Любовь к сказкам прививала Роу и его мать. Говорят, она была замечательной рассказчицей. Маленький Саша с удовольствием слушал истории про чертей и прочую нечисть и нисколько их не боялся. Мама объяснила, что если у человека чистая совесть, то сам дьявол не причинит ему никакого зла. Эта идея потом сквозной нитью проходила через все фильмы Роу.
В 30-е годы жанр киносказки переживал свой расцвет. Однако Роу и в этом консервативном жанре удалось совершить свою маленькую революцию. В те годы изображать сказочных зверей и всяческую нечисть в сказках было принято с помощью кукол или мультипликации. Роу стал первым, кто задействовал для этого настоящих актёров. Да еще каких!
Чего только стоит воплощение сказочного зла – Кащея и Бабы Яги в одном лице – Георгия Милляра. Утверждая его в первый раз в качестве Бабы Яги в фильме «Василиса Прекрасная», Роу сомневался – всё-таки роль-то женская. «Какая женщина позволит так себя изуродовать? – развеял его сомнения Милляр. – Только гримёр отвернется – тут же ресницы подкрасят». С тех пор актер и режиссер стали практически неразлучны. Утверждая Милляра на главную роль в «Кащее Бессмертном», Александр Артурович уже не сомневался. Фильм снимался в непростой 1944 год, Милляр, будучи в эвакуации, переболел малярией и выглядел точь-в-точь, как требуется его экранному персонажу – одна кожа да кости. Милляру и Роу удалось создать новый образ зла – не страшное, а комичное, пожирающее и разрушающее само себя.
Для создания по-настоящему сказочной атмосферы Роу не жалел никаких средств. Уже его первый фильм «По щучьему велению» отметился целой кучей невиданных спецэффектов: самодвижущаяся печка, гуси, которые пятятся задом, говорящая щука.
Для съемок «Василисы Прекрасной» режиссер попросил своих земляков-умельцев смастерить пятиметрового Змея Горыныча, которым управляли 20 техников. Чудище оказалось настолько страшным, что конь главного героя наотрез отказался к нему приближаться.
А для фильма «Морозко» в заполярном лесу построили избушку Бабы Яги, которая приводилась в действие специальными механизмами.
Таких баек про съемки фильмов Роу – великое множество. А вот про самого режиссера, между тем, практически ничего не известно.
Ну, вы сказочник!
Личная жизнь главного сказочника страны – до сих пор тайна за семью печатями. Известно, что первый раз он был женат на актрисе Елене Савицкой. Но брак продлился недолго – Роу даже не успел снять её ни в одном из своих фильмов.
Актрисы, как известно, народ взбалмошный и зацикленный на себе. А такому художнику, как Роу, нужна была женщина, которая полностью посвятила бы себя ему. И такая женщина нашлась – это Елена Георгиевна Роу. На съемках она ухаживала за супругом, как за ребенком, напоминая, когда нужно поесть, а когда пора отдохнуть.
Чета Роу с радушием принимала у себя дома актёров, которые снимались в его фильмах. Похоже, они и были его главной настоящей семьёй, которую он по жизни опекал.
Так, исполнительницу главных ролей в фильмах «Морозко» и «Огонь вода и медные трубы» Наталью Седых Роу заприметил, когда она еще 15-летней девочкой выступала в балете. Пробы она прошла с трудом: маленькая, худенькая, голосок писклявый, но Роу настоял: «Играть будет только Седых».
А вот её партнера по фильму «Огонь, вода и медные трубы» Алексея Катышева Роу заприметил на студии, где тот работал помощником звукооператора. «Ах, какие глаза! Такие глаза созданы для сказки!» – вынес вердикт Александр Артурович и, несмотря на полное отсутствие актерской подготовки у Катышева, сделал его звездой своих фильмов. Роу относились к нему, как к родному сыну. А после смерти режиссёра звезда Катышева закатилась: он стал прикладываться к бутылке и, в конце концов, умер от побоев.
Роу очень ревностно относился к членам своей команды. Съемки у других режиссеров он считал чуть ли не изменой.
«Роу любил людей, любил артистов, – вспоминал про него Михаил Пуговкин. – У него была реквизитор, заведовала чаем. Если мы хорошо сыграем, он говорил: Луиза, отметьте Михаила Ивановича хорошим чаем! Есть режиссеры, которые сидят, отмечают кадры. Всё выстраивают… А он – нет, он, скажем так, эмоционально всё делал и чуть ли не стихийно. Он сказку прекрасно чувствовал».
Кстати, сказку Александр Роу сумел создать и у себя дома. Когда он получил новую квартиру, то пригласил художника, чтобы ему в прихожей нарисовали лес, солнышко, грибочки и сделали интерьер под старину.
«Большой ребёнок», – так характеризовали Александра Роу все, кто его знал. И, наверное, только такой человек и мог создать эти фильмы, одинаково любимые и детьми, и взрослыми. Погрузить зрителей в атмосферу волшебства, заставить от души похохотать над злом и поверить в конечное торжество добра и справедливости.
Одно слово – волшебник!
Источник: http://delonn.ru