Александр Устюгов — актер, режиссер и музыкант. Но ему интересно добиваться результата и в других сферах, будь то создание собственного ресторана или открытие реставрационной мастерской.
Пешком в Москву
Он не из творческой семьи: мама — методист детского сада, папа – предприниматель. Родился актер 17 октября 1976 года в Экибастузе, в детстве учился в художественной школе, занимался оформлением кулис для драмкружка. А потом окончил ПТУ по специальности «слесарь-электрик», работал на угольном разрезе «Восточный». Но мечта стать артистом не давала покоя. Александр пытался пробиться в Щукинское театральное, но провалился на экзаменах. После этого стал учиться в Омской транспортной академии путей сообщения: студенты там имели право дважды в год бесплатно ездить по железной дороге, что для него было очень важно.
Отучившись полтора года, Устюгов пришел в ТЮЗ, думал, что его возьмут артистом. Однако ему предложили всего лишь должность осветителя. В будке там висел плакат: «Плох тот осветитель, который не мечтает стать артистом». Так что Александр решил не сдаваться. В ТЮЗе его приметил Владимир Рубанов, как раз набиравший актерский курс в колледже культуры и искусства. Кстати, в Омске, на любительской видеокассете остался запечатленным студенческий спектакль «Двор», сделанный на основе актерских наблюдений. Там Устюгов, будущая звезда телесериалов, блистательно изображает… пятилетнюю девочку. Та ненадолго вырвалась из-под родительской опеки и самозабвенно раскачивается на турнике, подметая дворовую пыль роскошным бантом.
Артист не оставлял попыток поступить в Щукинское училище. Один раз к своей неописуемой радости увидел в списках принятых свою фамилию, отстучал телеграмму домой: «Мама, я поступил, я студент!» А на другой день оказалось, что приняли его однофамильца Владимира Устюгова. Лишь на четвертый год Александра ждал успех – его приняли. Однако тут же возникли другие проблемы: «Выявилось, что я не могу учиться на бесплатном отделении, так как не являюсь гражданином Российской Федерации. А за каждый семестр надо было платить две с половиной тысячи долларов, — вспоминает Александр. — Поэтому я сразу же сорвался в Экибастуз оформлять гражданство.
Пока собирал различные справки, выяснилось, что в Москву возвращаться не на что. На попутках передвигаться не получилось, трасса Экибастуз — Москва тогда считалась очень опасной — то грабеж, то угон. Редко кто отваживался взять попутчика. Так и шел пешком по трассе, иногда удавалось проехать автостопом. В Омске даже умудрился заработать какие-то деньги, снявшись в рекламе компании сотовой связи. На них я, кстати, купил джинсы, в которых проходил до конца учебы».
«В Шилове есть кое-что от персонажей Гойко Митича»
В Москве парню без друзей и родственников приходилось непросто. «Снимать квартиру было не на что, и я жил на чердаке одной из высоток, – признается Александр. – Устроил там для себя довольно уютное жилье из коробок. Утром, часов в шесть, меня будил лифт – народ начинал ездить. Я шел купаться в местное озеро. Там же можно было что-то себе постирать».
В училище Устюгов четко понимал, что ему нужно от педагогов. И выжимал это из них: «Меня не нужно было заставлять и стимулировать. Но при этом там были педагоги, которые на том этапе мне были уже не интересны. Педагогу нужно, чтобы ты сыграл дипломный спектакль, и потом ему твоя судьба не слишком интересна. Он набирает других, таких же. Тебе говорят, что ты гений. А потом выбрасывают на улицу с дипломом. Актеру, как и музыканту, нужен ежедневный тренинг. А актера почему-то учат, что он должен быть талантливым. Ежедневная работа — это часть профессии, и она требует сил и энергии. На одном таланте долго протянуть нельзя».
В кинематограф Александр попал в 2002 году, исполнив второстепенные роли сразу в трех сериалах — «Повелитель эфира», «Кодекс чести», «Операция «Цвет нации». Но успех пришел к нему через 2 года, когда на экранах телевизоров стартовал криминальный сериал «Ментовские войны». Образ Шилова ему помогали создавать детские воспоминания – о фильмах про… индейцев. «Когда я был маленьким, были очень популярны фильмы с Гойко Митичем. Мама смотрела и восхищалась им и его героями. Естественно, и я восхищался. Кое-что от Гойко Митича есть в моем Шилове, – признается актер. – Шилов не супермен. Он не лучше всех стреляет, не быстрее всех бегает, у него не самый острый мозг. Но у него есть упертость, характер, которые позволяют двигаться вперед. И есть свой кодекс чести».
Александр Устюгов стал безусловной звездой и лицом проекта. И во многом благодаря «Ментовским войнам» вышел на новую орбиту — актера стали приглашать в другие проекты: в «Викинге» он сыграл великого князя Ярополка, в «Солнечном ударе» — морского офицера, в «Золотой орде» — князя Ярослава, в «Годунове» — Федора Романова.
«Если любишь, то переедешь ко мне в общежитие»
Еще во время учебы в театральном Александр познакомился с Яниной Соколовской. Сначала они почти не замечали друг друга. Но потом на занятиях по актерскому мастерству все изменилось. «Тогда мне завязали глаза, и я должна была найти Сашу на ощупь среди других студентов, — вспоминает Соколовская. – Потом мы вместе готовились к экзаменам, так и начались наши отношения». Однако когда учеба закончилась, пара рассталась. Вновь их свела уже работа.
«Еще на третьем курсе «Щуки» вместе с однокурсником Денисом Шевченко мы сделали отрывок из спектакля «А зори здесь тихие», — рассказывает Устюгов. — Я взял на себя режиссерскую работу, а Денис сыграл главную роль. Потом поставили дипломный спектакль, который впоследствии Алексей Владимирович Бородин предложил перенести на сцену РАМТа. На спектакле был даже автор повести Борис Васильев. А как раз перед премьерой заболела исполнительница роли Жени Комельковой, и надо было срочно найти ей замену. Янина оказалась лучшей кандидатурой, потому что играла эту роль еще в студенческой постановке, она хорошо знала текст и мизансцены».
Вновь встретив Соколовскую, Устюгов понял, что вернулись прежние чувства. Он опять начал ухаживать за девушкой, а потом они стали жить вместе. Правда, из-за того, что у Александра не было своего жилья, поселилась пара у родителей Янины. Такая ситуация была актеру не по нраву. В какой-то момент Устюгов понял, что больше не может жить гостем в квартире своей тещи, ему хотелось самому быть хозяином в своем доме. И он сказал Янине: «Если ты меня любишь, то переедешь ко мне жить в общежитии». Девушка согласилась.
Но пару все же выставили из общежития, заявив, что нечего занимать там чужое место. Янина и Александр стали жить в квартире, которая опять же досталась Соколовской от родственников. Устюгов занялся ремонтом, привел жилье в порядок, покрасил стены. А потом мама Янины и ее муж предложили молодым совместно построить загородный дом. И целый этаж в нем был отведен для молодой актерской семьи.
Кстати, свадьбу Саша и Яна сыграли в 2005 году, когда оба были уже известными. Заявление Соколовская подавала сама – ее избранник был тогда в отъезде. В 2007 году у супругов родилась дочь Евгения, позднее она даже сыграла с отцом в «Ментовских войнах». Но брак артистов распался: у Александра случился роман на стороне.
С Анной Озар, дочкой крупного бизнесмена, генерального директора авиационного холдинга «Сухой» Игоря Озара, они были знакомы давно. Но искорка между ними вспыхнула во время съёмок фильма «Викинг», в котором Устюгов играл, а Анна работала в съёмочной бригаде. Отношения были настолько бурными, что долго скрывать их не удалось. С Яниной Александр развелся мирно и деликатно. «Мне почти не пришлось ничего объяснять дочке, – говорит Соколовская. – Саша часто уезжал на съемки, потом возвращался, мы с Женей тоже ездили к нему. Сначала я крайне не любила наши с мужем расставания, потом как-то привыкла.
И переезд Саши на постоянное местожительство в Санкт-Петербург не вызвал у дочери особых вопросов. Она знает, что у папы много работы, так было всегда. Как-то Александра спросили: «Какие у вас отношения с бывшей супругой?» И он очень грамотно ответил: «Такие же прекрасные, как и были, только перешли в другое русло». Я не чувствовала себя брошенной женщиной, в одиночку воспитывающей дочь. Несмотря на то, что Саша переехал в другой город, он видится с Женей».
После развода и тайного бракосочетания, молодожёны отправились в свадебное путешествие в Париж. Этот союз продержался два года. Что произошло между ними, до конца не ясно. Но расстались, видимо, не очень хорошо. И сегодня Александр заявляет, что наслаждается статусом холостяка.
Музыка, мотоциклы и игрушки
Сейчас большую часть жизни актера занимает музыка. «Началось всё с шутки на съемочной площадке сериала «Чума»: мол, будет неплохо, если в сериале появится песня. Идея меня вдохновила, и в итоге в фильм вошли две мои песни», – рассказывает Александр. Но на этом он не остановился: создал свою музыкальную группу «Экибастуз». Почему она называется именно так? Потому что на самом деле увлечение Александра музыкой родом из детства. «У нас был школьный ансамбль, в котором я играл на барабанах, – вспоминает он. – Не умея играть, первое, что я сделал, – покрасил барабанные палочки в красный цвет. Они постоянно мазались. Я думал, что если палки будут красными, то успех обеспечен.
А потом, уже во время работы в театре, в одном спектакле мы с Алексеем Веселкиным и Андреем Сипиным играли пародии на рок-н-ролл. Это было красиво: у меня было соло на мотоцикле (я дергал ручку газа в такт мелодии), Леша играл на басу, Андрей – на барабанах. Мотоцикл ревел, гремел, искрил, на сцене была вонища! И вот после моих музыкальных скитаний появился коллектив «Экибастуз» в качестве финального аккорда». Тексты песен Александр пока берет у своих друзей. «У меня есть и свои тексты, но смелости не хватает исполнить. Это ведь что-то личное, куски моей жизни. И отношусь я к ним трепетно, боюсь предоставлять на общий суд».
Устюгов увлекается боксом, ездой на мотоциклах, даже открыл собственный бар «Карабас»: «Но я не веду там все дела, нет возможности и энергии. У меня все-таки не хватит квалификации, чтобы одному этим заниматься, поэтому там есть управляющая, которая занимается этим много лет. Она и ведет все дела. А я просто тешу свое самолюбие: вот я — великий ресторатор! На самом деле это не так. Но мне нравится, что я нахожусь где-то рядом».
Актер коллекционирует старые ключи, которые отыскивает на блошиных рынках, антикварную мебель, оружие. Исполнитель сам мастерит и расписывает деревянные фигурки и солдатиков и хочет сделать свой музей игрушки. «У нас есть два этапа создания музея: первый – это виртуальный музей, где мы попытаемся соединить архаику и современные достижения, создав сайт, на котором будут собраны не только наши экземпляры, но и экземпляры точеной игрушки из других музеев. На сайте будет присутствовать описание этих игрушек и фотографии, всё будет систематизировано по датам, годам, стилистикам. Этот виртуальный музей должен объединить в себе все существующие музеи подобных игрушек, а также все доступные частные коллекции.
Второй этап – интерактивный музей. Пока сложно представить, что мы сможем создать его за частные деньги, без помощи каких-то инвестиций. Для этого нужно специальное помещение, температурные балансы, парковки. Конечно, мы мечтаем, чтобы часть расходов взяла на себя администрация Петербурга. В перспективе хотелось бы, чтобы в музее были станки – старые и современные. И чтобы каждый мог взять мастер-класс, пройти технику безопасности, надеть костюм и попробовать своими руками сделать точеную игрушку и раскрасить ее».
Откуда он сам берет вдохновение? «Все просто: есть закаты, есть рассветы, а есть периоды времени между ними. Поэтому нужно наслаждаться всем, что происходит. Это самый мощный источник энергии – понимать, что твои закаты и рассветы будут не всегда, и их остается все меньше и меньше. Если все время помнить о том, что жизнь не вечна, то энергии появляется очень много».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Peterburg2.ru, «Омская газета» , A-ustjugov.narod.ru