Народный артист Александр Збруев более полувека служит в знаменитом «Ленкоме». Не обошёл стороной актёра и кинематограф. «Он стал полпредом своего поколения», – так сказал о Збруеве режиссёр Марк Захаров.
– Александр Викторович, ваше решение поступить в театральное училище было осознанным или случайным?
– Мой старший брат Женя, сын мамы от первого брака, – актёр, работал в театре имени Вахтангова. Он умер совсем недавно (30 апреля 2020) в возрасте 96 лет. Его друзья часто бывали у нас в гостях, мы жили в двух шагах от театра. Эти посиделки, общие разговоры, желание походить на них, видимо, и определили мой выбор. Я был покорён такими актёрами, как Гриценко, Мансурова, Астангов, Симонов, Ульянов. Поступить в Щукинское училище помогла вдова Евгения Вахтангова Надежда Михайловна, которая дружила с моей мамой. Учился я на курсе у Владимира Абрамовича Этуша, которому очень благодарен за то, что он не выгнал меня.
– В 1962 вы дебютировали в фильме «Мой младший брат» вместе с Андреем Мироновым и Олегом Далем. Какими вы были тогда?
– Вероятно, такими же, как на экране, искренними и романтичными. Говорить о том времени – как вспоминать о первой любви, первых друзьях, первой работе. Этот фильм был снят Александром Зархи по сверхпопулярной тогда повести Василия Аксёнова «Звёздный билет». Меня утвердили, вероятно, не потому, что я был таким замечательным артистом, а, скорее всего, по своему облику походил на то поколение, о котором писал Василий Павлович. Впрочем, тогда мы называли его папа Вася. Я счастлив, что, будучи совсем молодым, встретился с талантливыми актёрами и режиссёром. Жаль, что это было так давно и нет уже в живых Олега Ефремова, игравшего старшего брата, нет Андрюши Миронова и Олега Даля.
– Вы снялись более чем в 60 картинах, а телесериалы совсем не привлекают вас?
– Я знаю, что на Западе сериалы весьма популярны, и многие известные артисты с удовольствием в них снимаются. Но случается и так, что зритель увидит одну серию, потом пропустит несколько и будет смотреть дальше. А образ героя за это время изменился, но зритель этого не увидел и не смог оценить. Обидно, когда так происходит. Недавно я отказался от съёмок в сериале «Содержанки». Вначале он задумывался как фильм, и я снялся в небольшой роли. Потом оказалась, что это сериал, и, когда мне предложили сняться ещё и во втором сезоне, я отказался.
– Какие киноленты вам по-настоящему дороги?
– «Большая перемена», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Ты у меня одна», «Батальоны просят огня», «Бедная Саша». А вот фильм «Желание любви» по мотивам повести Куприна «Впотьмах» прошёл незаметно. Но я считаю, что сыграл в этой картине свою лучшую роль.
– В последнее время вы снимаетесь нечасто. В 2014 году появились в фильме «Кино про Алексеева». Чем привлёк вас главный герой?
– Ещё до встречи с режиссёром картины Михаилом Сегалом я читал его прозу, видел картину «Рассказы». На меня произвела сильное впечатление несложившаяся судьба главного героя картины, похожая на судьбы многих артистов, которых я знал. Он был известным бардом, а потом жизнь повернулась так, что человек оказался вне общества, уехал в деревню, продавал картошку. Как тут не вспомнить талантливого артиста Михаила Кононова, который попал в аналогичную ситуацию. Его карьера развивалась блестяще, а потом в силу обстоятельств, возможно, особенностей характера, он покинул кинематограф. Продал квартиру в Москве, уехал в деревню. Никто из режиссёров не протянул ему руку помощи, а ведь он мог сыграть ещё много запоминающихся ролей. Можно назвать и других артистов, судьбы которых сложились трагически.
– Что для вас ближе: кино или театр?
– Конечно, театр. Есть много интересных пьес и возрастных ролей, которые мне нравятся. Когда между артистами и зрителями образуется невидимая связь и наши мысли и чувства совпадают, энергия зрительного зала сполна возвращается на сцену. На съёмочной площадке такой связи нет, там всё проще: режиссёр порой сидит где-то далеко за монитором, общается с артистами через ассистентов, глубокая работа над ролью отсутствует, всё зависит от мастерства актёра. Мне присылают много сценариев фильмов, которые я главным образом отвергаю, потому что ничего интересного в них не нахожу. Что касается театра, у меня есть очень хорошая задумка, о которой я пока не хочу говорить.
– Более полувека вы служите в «Ленкоме», желание покинуть его никогда не возникало?
– В нашем театре работал великий режиссёр Анатолий Эфрос. Он поставил спектакль «Мой бедный Марат», в котором я сыграл Марата, и мне приятно, что некоторые театралы ещё помнят меня в этой роли. Когда Эфрос перешел в театр на Малой Бронной, он предложил нескольким артистам, в том числе мне, последовать за ним. Я снимался тогда в каком-то фильме и через несколько месяцев, не подав заявление на увольнение, перешёл к Эфросу. Мне сразу предложили две роли, я стал репетировать, но что-то не сложилось. Это был не мой родной дом, к которому я привык. В это время в театре «Ленкома» ставили спектакль «Дым отчества», я играл вместе с Арменом Джигарханяном и старейшей актрисой театра Софьей Владимировной Гиацинтовой. Получалось у нас неплохо. И тогда я сказал Эфросу, что не смогу работать в театре на Малой Бронной. Он был разочарован, а я вернулся в свой театр. Казалось бы, на этом наши взаимоотношения завершились. Но через некоторое время Анатолий Васильевич позвонил и предложил мне сыграть в фильме-спектакле «Марат, Лика, Леонидик», который он снимал для телевидения. Я был поражён его великодушием.
– Вы делили одну гримёрку с Олегом Янковским. Что можете вспомнить о нём?
– Когда меня спрашивают о друзьях, я говорю, что у меня были близкие люди – Олег Янковский и Саша Абдулов. Мы с Олегом объездили множество городов, играли отрывки из спектаклей, зарабатывали деньги. В гримёрке появлялись за 40 минут до начала спектакля, оговаривали его мельчайшие детали, а потом слегка расслаблялись, рассказывали последние анекдоты, делились событиями личной жизни. Он был замечательным человеком, кстати говоря, охотно общался с прессой, никогда ни с кем не ссорился, наверное, мог быть хорошим дипломатом. Особую популярность Олег приобрёл после фильма «Полёты во сне и наяву» Романа Балаяна. С этим режиссёром у меня сложились хорошие отношения. Вместе с Янковским мы снимались у него в картине «Храни меня, мой талисман». Для Олега всегда имело значение, с кем ему предстоит встретиться на съёмочной площадке, он был требователен и к себе, и к партнёрам. Я очень часто его вспоминаю и думаю, как бы поступил Олег в той или другой ситуации.
– Спектакли «Борис Годунов» и «Князь» (по «Идиоту» Достоевского) вызвали неоднозначную реакцию публики. Почему они исчезли из репертуара театра?
– Спектакли поставил Константин Богомолов. Он эмоциональный человек, совершенно непохожий на других режиссёров, отличающийся новым видением театра. Его спектакли выглядят неожиданно и провокационно, возможно, даже кого-то оскорбляют. Для меня снятие этих спектаклей с репертуара – огромная, незаживающая рана. «Борис Годунов» и «Князь» не понравились главному режиссёру Марку Захарову, он считал, что это спектакли не его театра. И он был прав. Постановки Богомолова – абсолютно новый взгляд на хорошо известные произведения Пушкина и Достоевского. Поэтому они и вызвали столь острые споры и среди зрителей, и среди театральных критиков.
– Как живётся «Ленкому» после смерти Марка Захарова, кто теперь руководит театром?
– Несколько месяцев мы не работали. Репетиции начались 1 августа, необходимо восстановить репертуарные спектакли. В начале сентября в театре открывается сезон. Коронавирус оказался страшнее бомбы. Сейчас «Ленкомом» руководит директор Марк Варшавер, который определяет художественную направленность театра, может выбирать пьесы, приглашать режиссёров.
– Приходилось ли вам пользоваться своей популярностью?
– В начале 2000-х годов мы с товарищем открыли при театре ресторан «ТРАМ», так назывался когда-то «Ленком» – Театр Рабочей Молодёжи. Я был лицом этого ресторана, и однажды ко мне подошёл незнакомый человек. Он сказал, что прочитал моё интервью, в котором я говорил о вынужденном прекращении съёмок в фильме из-за отсутствия финансирования. Незнакомец предложил помочь и дал мне свою визитную карточку. Снимался в этой картине я вместе с Сашей Абдуловым, и мы решили позвонить. Бизнесмен попросил посмотреть отснятый материал, поговорил с режиссёром фильма «Шизофрения» Виктором Сергеевым. Деньги были получены. Картина завоевала несколько наград.
– Известность обязывает строже к себе относиться или артист имеет право на слабость?
– Артист – человек общественный, ему необходимо следить за собой, за своим поведением, контролировать свои поступки. К популярному артисту проявляют особый интерес и зрители, и поклонники. Он должен находиться в хорошей форме и вести себя соответствующим образом.
– Насколько сильна актёрская дружба? Можете ли вы уступить свою роль другому актёру?
– Могу, конечно. Обычно я играю в первом составе. Но иногда возникают какие-то другие работы, в которые хочется полностью погрузиться. А для этого необходимо время. Я считаю, что должен быть второй состав артистов, которые в случае необходимости могут заменить своих коллег.
– Браки между артистами зачастую складываются неудачно. Почему, на ваш взгляд, так происходит?
– Между артистами нередко вспыхивают служебные романы. Иногда возникают ситуации, когда нельзя не любить. И дай бог, чтобы это было надолго. Но так случается не всегда.
Александр Островский, РГ/РБ