Какая в обычной жизни звезда сериала «Анна-детективъ», который смотрят и в США, Канаде, Великобритании и других странах? Там, в главной роли детектива, обладающего паранормальными способностями, Саша Никифорова предстает загадочной девушкой в себе. А какая она в жизни, без грима и обстоятельств, навязанных сценарием?
— Саша, начнем с паранормальных способностей, которыми обладает твоя героиня в сериале «Анна-детективъ». А у тебя самой они есть? И приходилось ли сталкиваться в жизни с чем-то подобным?
— Нет, не буду наводить тень на плетень. И вещать на манер участников «Битвы экстрасенсов»: «Вижу за своей спиной дух девочки, умершей на этом месте 200 лет назад». Чего нет, того нет. И нисколько о том не жалею. Меня вполне устраивает реальность, в которой живу. А то, что происходит с моей героиней Анной, — это всего лишь работа. Вышел с площадки — и живешь своей жизнью. Актерская профессия тем и интересна, что позволяет побывать в ситуациях, в которые в реальной жизни ты вряд ли когда-нибудь попадешь.
— А ведь говорят, что роли влияют на жизнь актеров и даже на их судьбы. Что ты про это скажешь?
— Скажу, что отношусь к таким утверждениям как к актерским байкам. Интересным, забавным, но не слишком серьезным. Иначе бы днем с огнем не удавалось режиссерам сыскать артистку, согласившуюся сыграть Дездемону или Анну Каренину. Хотя все это вовсе не означает, что в жизни нет места чудесам. В этом году благодаря долго длившемуся карантину мы с дочкой постоянно были вместе, ходили каждый день в магазин и с восторгом наблюдали, как на деревьях набухали почки, потом из них появлялись листики, затем деревья вовсю зазеленели… Разве это все не чудо? Просто в нашей обычной суете мы на подобные вещи не обращаем внимания. В общем, стоит только руку протянуть — и такие чудеса открываются, что Анна-детектив позавидует.
— Говорят, твоя пятилетняя дочь Аня тоже киноактриса?
— Ну, не будем забегать вперед, но она уже действительно снялась в кое-каких эпизодах в другом фильме. Там моя героиня возвращается в город, где родилась, и на нее наплывают воспоминания детства и возникают забытые картины. Естественно было снять в этих эпизодах Аню — как говорится, родство налицо. А насчет судьбы актрисы… Я бы желала ей самого важного — стать самодостаточным человеком. Если для этого понадобится быть артисткой — ради бога. Захочет пойти в ветеринары — пожалуйста. Главное, чтобы она была счастлива и уверена в себе. Тогда все сложится.
— Что для актера важно, а что не очень?
— Ну, например, эта профессия обязывает тебя быть ухоженным и красивым. В любой момент, даже если ты спал всего три часа. Это важно. А дальше… Дальше — извечная проблема соперничества и ревности: кому-то отдали главную роль, кого-то отвели на грим первым или текст подали прежде, чем тебе… Надо и свое достоинство сохранить, и не дать себя вовлечь в коллизии, которые вредны как делу, так и тебе лично. Это я не про служение, а про будни, но куда без них?
— Что еще открылось тебе за время самоизоляции?
— Я научила Аню читать. И сама много читала — это все записываю в безусловные плюсы. Прочитала Маркеса — «О любви и прочих бесах». Довольно неожиданно для самой себя. Маркеса люблю давно и нежно, но вот с этим произведением прежде не была знакома. Разговорилась о любимом писателе с одним из режиссеров передачи «Знаки судьбы». И представляете, этот человек буквально на следующий день принес новую для меня маркесовскую вещь. Она стала настоящим украшением моей карантинной жизни!
Были и разочарования — например, поняла, что не очень люблю готовить, особенно когда это превращается из экзотики в рутину.
— Не будет ли, как у «Анны-детектива», продолжения и у другого сериала с твоим участием — «Султана моего сердца»? Тогда ведь ради съемок пришлось даже турецкий язык учить…
— И кое-что из него я до сих пор помню. В феврале гостила у друзей в Стамбуле, мы вполне себе общались по-турецки. Хотя, конечно, не так свободно, как во время съемок. Ну а насчет продолжения сериалов спрашивать нужно не у артистов, а у продюсеров. И полгода назад тут не было ясности, а сейчас, когда пандемия поломала столько планов, и подавно.
— Как считаешь, судьба к тебе благосклонна?
— Думаю, да, конечно. Хотя удача любит храбрых. Делать все по четко намеченному плану у меня не всегда получалось и получается. В моей жизни немало было спонтанных поступков. Поступила на актерское отделение одного из университетов Санкт-Петербурга и, проучившись там год, перешла на другой факультет. Через пару месяцев бросила и его — и пошла в театральную академию на Моховой. Где на первом курсе прогуливала, на втором — снималась, а на третьем вышла замуж и родила ребенка. А диплом получала совсем в другом институте и даже в другом городе. И такое со мной случается довольно часто. Если понимаю, что иду не туда, могу все сломать и в один миг развернуться.
— В марте должна была состояться премьера спектакля, где ты предполагала сыграть свою первую театральную роль. Это движение на сцену — оно в нужную для тебя сторону?
— Да, я очень ждала этой премьеры. Должен был получиться яркий, веселый, в то же время не лишенный глубокой, драматической нотки спектакль «Леди на день». Действие развивается вокруг отношений матери и дочери. Мне достались прекрасные партнеры — Екатерина Стриженова, Анастасия Стоцкая, Михаил Полицеймако, Анатолий Руденко. Уже готовился генеральный прогон… Но как-то с театром у меня складывается непросто: он всегда рядом, но каждый раз, когда пытаюсь войти в него как актриса, спектакль не выпускается. Так случилось и теперь — из-за коронавируса. Очень надеюсь, в следующем сезоне постановка все-таки выйдет.
Для меня это тем более важно, что мечтаю о театре со школы. При всей любви к кино считаю, что театр важнее: это альма-матер, колыбель профессии. Вот здесь — магия, чудо. Понимаю тех, кто говорит: это место, куда стремишься, как в родной дом. Когда в моей жизни появится такой театр-дом, я стану окончательно счастливым человеком.
— Что еще тебя увлекает в этой жизни?
— Да очень многое. Люблю природу, верховую езду. Обожаю петь. Сейчас начала заниматься вокалом всерьез — надеюсь, это пригодится в актерском деле, где важно не закоснеть в одном амплуа. Еще хочется выучить какой-нибудь из европейских языков. Получить второе образование. В общем, не стоять на месте, не киснуть.
Александр Славуцкий, «Труд»