Свой 70-летний юбилей недавно отметил Алексей Учитель – кинорежиссер и продюсер, создатель фильмов «Дневник его жены», «Прогулка», «Космос как предчувствие», «Край», «Матильда», «Цой».
«Сына мне учить нечему»
– Алексей Ефимович, в этом году вы отмечаете не только свой личный юбилей – вашему детищу киностудии «РОК» в этом году исполняется 30 лет. Какие фильмы планируете выпустить в ближайшее время?
– У нас много планов. Замечательный режиссер Андрей Кравчук скоро заканчивает фильм «Пальмира». Это будет, с одной стороны, по-голливудски масштабный фильм, а с другой, очень человеческая история, которая происходит в Сирии. Выход этой картины планируется 23 февраля следующего года. Буквально через несколько дней начинаются съемки фильма «Летучий корабль». Думаю, многие помнят знаменитый мультфильм. Мне абсолютно не стыдно произносить, что эту ленту делает мой сын Илья Учитель. Мне его уже учить нечему, он иногда уже и меня поправляет. Еще надеюсь, что в следующем году приступлю к производству картины о Шостаковиче. Помимо этого, я только что приехал из Питера со съёмочной площадки дебютной картины «Миттельмарш», которую снимает моя ученица, только что окончившая ВГИК, Софья Меледина. Это история о двух молодых людях и девушке, напоминающая мой фильм «Прогулка».
– Вы живёте между Петербургом и Москвой. Каковы ваши отношения со столицей?
– Я родился и долго жил в Петербурге, потом случился переезд в Москву, о чём абсолютно не жалею. Даже думаю, что, если бы я не переехал в Москву, то никогда не снял бы того, что у меня есть. Этот город удивительно тонизирует тебя – здесь огромная конкуренция, тут нужна предельная собранность. В общем, скажу так: в Петербурге я творец, а в Москве – продюсер.
«Свои фильмы не смотрю»
– Вопрос и к творцу, и к продюсеру. Есть такие работы, которые, пересмотрев со временем, вы можете назвать неудачей?
– Когда фильм сделан, я стараюсь его не смотреть. Потому что это для меня что-то живое, близкий родственник. Какой получился, такой получился.
– Вы чего-нибудь боитесь?
– Больше всего боюсь повторения самого себя на экране. Считаю, что если это произойдет с какой-то из моих работ, то надо заканчивать. Пока, к счастью, всё, что я делаю – это всё новое по героям, по тематике, по жанровой характеристике, по масштабам, например, фильмы «Край» или «Матильда». Мне интересно там, где неизвестно.
– Планируете «Оскар» получить?
– Два раза я претендовал на него, но пока не случилось. Многие считаю, что «Оскар» – это что-то заоблачное, но я так не думаю.
«Был страшный случай с Владимиром Машковым»
– Говорят, что вы деспот на съёмочной площадке: актёров выматываете, делаете по 28 дублей. Это правда?
– Я очень люблю актёров – они для меня божество на площадке. Мы дружим и в жизни. Не думаю, что, если я был бы такой тиран, они бы захотели бы со мной встречаться. Рекорд по количеству дублей мы установили с актёром Евгением Цыгановым – 53. Это было во время работы над фильмом «Космос как предчувствие».
– Наверняка, на площадке случаются непредвиденные ситуации. Бывало такое?
– Был страшный случай на фильме «Край». Владимир Машков не захотел воспользоваться помощью каскадёра и сам прыгнул в бурную реку с камнями. Была предусмотрена страховочная верёвка, но он выпустил её, и его понесло на камни. Хорошо, что каскадер, который был на берегу, быстро среагировал, кинул вторую верёвку и Володя сумел за неё уцепиться. Я в это время сидел у монитора и видел, как он прыгнул в речку и выплыл из кадра. Сижу, жду. Приводят мокрого Володю, а я ему говорю: «Володька, было очень здорово, но надо ещё раз проплыть». Он смотрел на меня со слезами на глазах, что ему не свойственно, и говорит: «Ну, если надо, хорошо». Помощники стали мне шептать, что случилось, и я, конечно, на этот день все съёмки отменил.
Ирина Львова «Север столицы»