Со дня рождения романиста и драматурга исполняется 180 лет
Альфонс Доде считался мастером драматургии. Его творчество по-прежнему пользуется широкой популярностью, люди читают о приключениях его героя Тартарена из Тараскона.
Отъезд в Париж
Альфонс родился 13 мая 1840 года на юго-востоке Франции в семье фабриканта шелковых тканей Винсента Доде, ведущего происхождение от севеннских крестьян. Раннее детство писателя прошло на фабрике отца, недалеко от Нима. Но во время революции 1848 года семья разорилась и переехала в Лион. В августе 1856 года Доде заканчивает курс риторики в лионском лицее. Не имея возможности продолжить образование, он находит работу в коллеже небольшого провинциального городка Але, где занимает скромную должность классного надзирателя.
Уже в лицее Доде начинает писать стихи. Мечты о литературной славе не оставляют его и в Але, где он создает первый поэтический сборник «Любовные мечтания». Бедность тяготит начинающего поэта, который осенью 1857 года оставляет коллеж и отправляется в Париж, где обосновался его старший брат Эрнест.
Во французской столице он был вынужден вести нищенское полубогемное существование. Выход в свет сборника «Возлюбленные» открывает Доде путь в литературу. Критики благосклонно встречают стихи восемнадцатилетнего поэта, написанные в духе Мюссе. В ноябре 1859 года Доде становится сотрудником газеты «Фигаро», но вскоре знакомится с герцогом Шарлем де Морни, который устроил его на место секретаря. Альфонс провел на этой должности 5 лет.
О том периоде Доде позднее написал автобиографию под названием «Малыш», вышедшую в 1868 году. А еще через год он опубликовал сборник «Письма с моей мельницы». Сначала автор отдавал в печать новеллы собственного сочинения о людях, живших в Провансе, а также описывал в них красоты местной природы. С выходом в свет двух романов читатели заинтересовались и другими его произведениями. С тех пор драматург стал чаще выпускать книги, которые пользовались не меньшим спросом.
Еще в 1867 году он женился на Жюли Аллар. Эмиль Золя, близко знавший супругов Доде, подчёркивал, что этот брак оказал благотворное воздействие на начинающего писателя, отныне полностью посвятившего себя творчеству: «Поэт, доселе легкомысленно бросавшийся стихами, вступил в полосу зрелости и упорядоченного труда». У Альфонса и Жюли Доде родились трое детей: сыновья Леон и Люсьен, также ставшие писателями, и дочь Эдме, чьим крёстным отцом стал Эдмон Гонкур.
«Помощница и советница»
Жюли стала не только женой, но и соавтором Альфонса Доде: он зачитывал ей написанное и правил тексты в соответствии с её замечаниями. Впоследствии он утверждал, что во всех его книгах нет ни одной страницы, которую она бы не прочла и не отредактировала. Неоднократно подчёркивая роль жены в своём творчестве, Доде дважды прибегал к одному и тому же яркому образу: «Она сама такая художница, она приняла такое участие во всём, что я написал! Нет ни одной страницы, которую она не исправила бы, не подретушировала, не присыпала бы слегка своей красивой золотисто-голубой пудрой».
Анатоль Франс, обращая внимание на эти слова прозаика, писал впоследствии, что Доде находился под её «мягким, сильным и добрым влиянием» и она несомненно имела прямое отношение к творчеству мужа. Брат Доде также отмечал счастливую семейную и совместную творческую жизнь супругов и писал о Жюли: «Она была светом его очага, помощницей в его работах, доверенной советницей его вдохновения». Рассказывают, что однажды между четой Доде произошла размолвка, во время которой писатель сказал, что было бы интересно включить их ссору в роман. Жюли, сразу забыв их разногласия, тотчас поддержала его, и эта сцена была перенесена в новую книгу.
Сын Жюли и Альфонса Леон рассказывал про общий метод совместной работы родителей. Первоначально Альфонс создавал первый, черновой набросок, служащий основой будущей книги. Затем, уже совместно с женой, принимался за работу над стилем и характером этого сочинения, а в ходе «медленной и беспощадной корректуры» появлялся последний, третий вариант произведения. Альфонс же говорил, что без благотворного влияния жены, особенно в начале творческого пути, в своих произведениях он был бы подвержен стилистической небрежности. В благодарность за её заботы и труды писатель хотел посвятить ей роман «Набоб», но Жюли уговорила его этого не делать.
Парижский дом четы Доде был центром притяжения для многих знаменитостей того времени: у них бывали Эдмон Гонкур, Ги де Мопассан, Эрнест Ренан, Розмонда Жерар-Ростан, Леон Гамбетта, Артюр Мейер, Рашильд. Через издателя Жоржа Шарпантье, покровительствовавшего натуралистам и импрессионистам, супруги познакомились с Огюстом Ренуаром, которого пригласили погостить в свой дом в Шанрозе. Здесь художник провёл месяц и написал портрет Жюли, ставший частью коллекции Лувра, а позже переданный в Музей Орсе.
В 1872 году Доде представил читателям новую книгу под названием «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона», которая сначала публиковалась отдельными частями в газетах. Это произведение оказалось политической сатирой, в которой Альфонс высмеивает предположение о том, что цивилизацию в страну принесли французы. Главным героем стал вымышленный персонаж по имени Тартарен, который превзошел самовлюбленных, глупых и добродушных обывателей маленького городка.
Новая волна популярности настигла Доде в середине 1870-х годов с выпуском книг «Джек», «Фромон-младший и Рислер-старший» и ряда других работ. В конце карьеры Доде заинтересовался психоанализом, что прослеживается в его поздних произведениях. Здоровье прозаика ухудшилось в 1877 году, чтобы исправить это, Доде установил строгий распорядок дня, где время отдыха, сна и работы было четко прописано и никогда не нарушалось. Мужчина не забывал о регулярных прогулках и своевременном питании. Писатель умер 16 декабря 1897 года в Париже.
Подготовила Лина Лисицына,