Знаменитой актрисе исполняется 85 лет
«Не подпасть под очарование Алисы Бруновны — женское, человеческое, актерское – невозможно, — как-то написал об этой актрисе Эльдар Рязанов. — Исключительная работоспособность, самоотверженность, увлеченность ролью, беззаветное служение искусству, полное отсутствие каких бы то ни было черт — такова она в жизни».
Страх упасть в оркестровую яму
Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года. Маленькой девочкой она пережила блокаду. От голодной смерти ее спасла немецкая пунктуальность бабушки, выдававшей детям крошечную пайку хлеба по часам, а остальные — прятала под ключ.
Мать девочки, Ксения Федорова, познакомилась со своим будущим мужем Бруно Фрейндлихом на драматических курсах. Алисой дочку назвал папа, маме больше нравилось имя Наталия. Но вмешалась бабушка: «Что же ты создаешь девочке такую странную кашу — Наталья Бруновна Фрейндлих». Перед войной родители Алисы разошлись. Бруно с театром эвакуировался в Ташкент, а оттуда вернулся с новой семьей — женой и дочерью Ириной. Мать разрешала Алисе видеться с отцом, но новая жена Бруно была против. Виделись они тайком. Ирина долго не знала, что у нее есть сводная сестра. Через 10 лет они познакомилась и стали подругами.
Алиса никогда не сомневалась, что станет актрисой. Только не могла определиться, какой — музыкальной или драматической. У Фрейндлих было редкое меццо-сопрано, ей рекомендовали поступать в консерваторию. Но отец считал, что она потеряется на оперной сцене: «Ты же крошечная, а там фактура нужна».
В 1957 году Алиса окончила театральный институт. Она блестяще сыграла в дипломном спектакле «Мораль пани Дульской» и была принята в труппу драматического театра имени Комиссаржевской, а в 1961 году перешла в театр имени Ленсовета. Кстати, на сцене у нее всегда был один страх: «Боюсь провалиться в оркестровую яму! Или в то, что от нее осталось. Когда мы репетировали один спектакль, где у меня есть резкий выход вперед к зрителям, я так увлеклась материалом, что не заметила края сцены. И буквально слетела по ступенькам в оркестровой яме, попав, к счастью, в объятия режиссера Владислава Пази. Ангел-хранитель меня вынес тогда».
В театре Ленсовета Алиса проработала более двадцати лет, но все же ушла оттуда в БДТ: «Для этого был целый ряд причин. Самым главным было то, что я почувствовала, что надрываюсь. Во-первых, мне нужен был какой-то тайм-аут, а во-вторых, я хотела ощущения новизны. Надо было начать все сначала. Но мне понадобились эти годы, чтобы угомонить свою совесть и смириться с тем, что я бросаю свой театр».
«Мужья не могли спокойно относиться к моей славе»
У Фрейндлих было несколько мужей, и она не считает, что ее личная жизнь сложилась неудачно: «У меня было три мужа, и все трое — прекрасные мужики. Но ни один из них не оставлял в покое ревность. Первый муж — мой сокурсник, студенческая любовь. Он очень страдал, что меня берут в театр, а его — нет, а если и берут, то при мне. Мой второй муж, режиссер Игорь Владимиров, ревновал всегда, когда отмечали меня как актрису и не замечали спектакль. Хотя, с моей точки зрения, это было крайне несправедливо и бестактно по отношению к нашему творческому союзу».
Третьим мужем Алисы Фрейндлих был Юрий Соловей: «Он актер и очень талантливый художник, умница и личность. Когда Владимиров брал в театр Елену Соловей, то, будучи человеком с юмором, так мне сказал: «В конце концов, у каждого должен быть свой Соловей». А вообще я не думаю, чтобы какому-нибудь мужику было бы в радость, когда говорят: «Познакомьтесь, это — муж Алисы Бруновны».
Все браки Фрейндлих оканчивались расставаниями: «Я раньше была влюбчива, всю жизнь влюблялась. А потом стала жить совершенно вне этого чувства». Дочь Варвара и внуки Никита и Анюта – это сейчас главное в жизни актрисы. Варвара вышла замуж за политика Сергея Тарасова. Они прожили вместе почти двадцать лет, а потом расстались, Сергей нашел новую семью. А затем случилась трагедия – Тарасов погиб во время теракта, когда взорвали «Невский экспресс».
Варвара давно мечтала стать актрисой. «Она, конечно, влюблена в театр и заражена им c самого малолетства, — рассказывает Фрейндлих. — Мне ведь даже кормить ее приносили в антрактах — во время спектакля. Можете представить, с каких молочных моментов она стала закулисным дитем. Когда Варя подросла, она решила: кем угодно, хоть уборщицей, но только бы работать в театре».
Внучка Анна по образованию продюсер, в 2017 году вышла замуж за актера Алексея Мышинского. Никита Владимиров выучился на режиссера и продюсера в Школе-студии МХАТ. Он снял любимую бабушку в главной роли в трагикомедии «Карп отмороженный». Чтобы собрать деньги на фильм, Никита заложил собственную квартиру. Жертвы оправдались – картина имела успех на фестивалях. Потом нашелся и спонсор, который погасил долги Владимирова.
Сама Фрейндлих не пересматривает фильмы со своим участием и считает себя театральной актрисой, а не киношной: «Театральный артист властен над ролью. Персонажи живут столько, сколько идет спектакль. И можно что-то упущенное дочувствовать, додумать». Однако настоящую славу принесло ей именно кино. Всенародная любовь зрителей пришла к Алисе после «Служебного романа» в 1977 году. На роль Людмилы Кулагиной исполнительницу сразу утвердил сам режиссер фильма Эльдар Рязанов. Игорь Владимиров запретил актрисе сниматься в фильме, так как считал, что съемки вредят работе в театре. Рязанову пришлось лететь из Москвы в город на Неве и лично уговаривать коллегу, чтобы тот согласился.
Фрейндлих сама выбрала внешность своей героини. Нашла на «Мосфильме» кримпленовый костюм 52 размера. Отработала походку: «Были тогда тетки-начальницы, ходившие подобным образом». Актриса считает роль Калугиной одной из своих любимых. Хотя в жизни мымрой она никогда не была: «Не жалею денег на качественные кремы, на уход за волосами. У меня всегда должна быть прическа, я придерживаюсь определенного стиля в одежде. Это мои главные правила».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам http://www.zn.ua http://smena.ru http://subbota.com