Сейчас он пытается уйти от устоявшегося амплуа
Он — востребованный артист театра и кино, его голосом озвучены более 50 голливудских картин, спектакли с его участием неизменно собирают аншлаги.
«Строгость дается мне тяжело»
Актер родился в городке Брацлав 1 августа 1972 года. Настоящая фамилия у него немецкая – Вайсман. Когда же он начал сниматься в кино, то подумал, что лучше подобрать псевдоним, и просто перевел собственную фамилию на русский язык. «К тому же фамилия Белый – такая звучная, — говорит актер. – Кстати, как-то благодаря ей меня взяли в спектакль «Пленные духи», в котором речь шла о знаменитом любовном треугольнике: Андрей Белый, Александр Блок и Любовь Менделеева. Так режиссер сказал: «Пусть Белый играет Белого!» Спектакль получился, мы играли его семь лет, собрали массу наград, побывали на куче фестивалей, объездили всю Европу».
Но когда-то становиться артистом Анатолий не собирался, учился на инженерапрограммиста в Куйбышевском авиационном институте, но там увлекся игрой в КВН, начал выступать в молодежном театре и понял, что его призвание – не электронная начинка самолетов, а сцена: «Проучившись три курса, я лишь сделал выводы, в каком направлении двигаться дальше. Несмотря на специальность «электронно-вычислительные машины, системы, комплексы и сети», с компьютером я на вы».
Отправился в Москву и сразу же поступил в Щепкинское училище. Окончил его Белый в 1995 году, это было сложное время: тогда актерам-режиссерам было непросто – кино не снимали, в театры никто не ходил. «Я выживал, как и многие другие: хватался за любую работу, будь то реклама, детские утренники в костюме Деда Мороза или продажа пылесосов», — вспоминает Анатолий.
Несколько лет он был занят в массовке Театра на Таганке, проходил военную службу в Театре армии. Жизнь актера изменилась, когда он познакомился с Мариной Голуб. Ей очень понравилось, как Белый замечательно читал Бродского. На почве поэзии между ними и наметилась духовная связь, которая очень быстро переросла во взаимное увлечение, закончившееся в итоге законным браком и венчанием в церкви. Тот факт, что Анатолий был почти на 15 лет младше Марины, обоих не смущал. Благодаря стараниям и связям актрисы карьера Белого резко пошла вверх. А потом на съёмках одного из сериалов Анатолий познакомился с молодой художницей-дизайнером Инессой, так же работавшей на проекте. Он развелся и создал новую семью, растит троих детей – сына Максима, маленькую Викторию и Катю, дочку Инессы от первого брака. «Я стараюсь быть строгим отцом, — рассказывает Белый. – Но когда родные меня обнимают, я превращаюсь в кисель, так что эта строгость очень тяжело дается».
«Тут с Белым что-то неладное происходит!»
В театре он сейчас несильно загружен: «У меня сейчас где-то 7-8 спектаклей в месяц. Бывает, доходит до 10 – это максимум. И я сам контролирую этот процесс. Я не приверженец большой занятости в театре. Потому что считаю – играть всегда надо с максимальной отдачей, и для этого нельзя играть много. Мне сейчас в театре, как и в кино, хочется сделать что-то совершенно непохожее на то, что играл раньше. Уверен, это придет – всему свое время. Но не сейчас точно! Так что театр с кино у меня вполне сочетается. Конечно, иногда возникают форс-мажорные обстоятельства, но всегда все пытаются идти друг другу навстречу. В период первой волны пандемии и после нее в МХТ постоянно болели люди, и чехарда с расписанием стояла такая!»
На карантине практиковали онлайн-репетиции, и Белый называет их очень интересным опытом: «Мы пытались искать новые формы и в рамках акции, инициированной театром «Практика», ставили под началом Михаила Рахлина четвертый акт «Трех сестер». Мы записывали самих себя на телефон. Мне привезли костюм. Я выходил на улицу, когда уже можно было гулять во дворе, и играл Вершинина, который уезжает, а Марьяна Спивак, которая в этот момент была черти где в лесах, в роли Маши меня искала. И у меня в руке телефон как камера, в ухе режиссер, и я шел по скверу, возвращался, чтобы сделать еще один дубль. Со стороны это выглядело немного безумно. Дошло до того, что какие-то мамаши, гулявшие с детьми, узнали меня, позвонили в театр в экзальтации: «SOS! Тут с Белым что-то неладное происходит!» Мне завлит звонила: «Толя, у тебя все в порядке? Говорят, ты по скверу мечешься». Я говорю: «О, отлично! Значит, хорошо сыграл!» А потом Рахлин с помощью айтишников обработал все, что мы наснимали, и поместил в некое безвоздушное пространство. Получился такой синтетический VR-проект на стыке кино, театра и видеоарта. Очень неплохой эскиз!»
Белый часто играет в сериалах, а вот полный метр предлагают очень редко: «Честно говоря, даже не знаю, почему так происходит. Но сейчас сериалы на таком подъеме!» Хотя и тут тоже не все просто, очень часто ему приходилось играть людей с некой гнильцой. «Вот такой мой крест, — говорит Белый. — Предлагают, как правило, каких-то отрицательных типов. И я, честно говоря, в 99 процентах случаев отказываюсь, потому что мне это уже совершенно неинтересно играть и противоречит моей натуре. Понимаю еще, когда это персонаж уровня Джокера – какой-то по-настоящему яркий характер, а так… Недавно мой хороший друг-режиссер прислал сценарий, и опять что-то такое. Я говорю: «Дружище, я обожаю все, что ты делаешь, готов встретиться с тобой на площадке, но в другой роли».
Полтора года назад у Белого появился новый агент, и она предложила артисту избавиться от негативных ролей. Он сказал: «С удовольствием!» И они вместе стали планомерно, с большим трудом искать другие варианты: «Попробовали взяться за роли мягких, скажем так, совсем не суровых мужчин. Я даже поучаствовал в одной комедии. Моя задача сейчас – уйти от устоявшегося амплуа и максимально расширить свое актерское поле».
Подготовила Лина Лисицына