Известному актеру исполняется 45 лет
Он — востребованный артист театра и кино, его голосом озвучены более 50 голливудских картин, спектакли с его участием неизменно собирают аншлаги. Отзывы поклонниц в интернете характеризуют Белого как человека с «чертовским обаянием», «аристократической внешностью» и «проникновенным голосом».
«Я хватался за любую работу»
Актер родился в городке Брацлав 1 августа 1972 года. Настоящая фамилия у него немецкая – Вайсман. Когда же он начал сниматься в кино, подумал, что лучше подобрать псевдоним, и ему показалось, что это удачный ход – взять и просто перевести собственную фамилию на русский язык. «К тому же фамилия Белый – такая звучная, — говорит актер. – Кстати, как-то благодаря ей меня взяли в спектакль “Пленные духи”, в котором речь шла о знаменитом любовном треугольнике: Андрей Белый, Александр Блок и Любовь Менделеева. Так режиссер сказал: “Пусть Белый играет Белого!” Спектакль получился, мы играли его семь лет, собрали массу наград, побывали на куче фестивалей, объездили всю Европу».
Но когда-то становиться артистом Анатолий не собирался, учился на инженерапрограммиста в Самарском авиационном институте, но там увлекся игрой в КВН, начал выступать в молодежном театре и понял, что его призвание – не электронная начинка самолетов, а сцена: «Проучившись три курса, я лишь сделал выводы, в каком направлении двигаться дальше. Несмотря на специальность “электронно-вычислительные машины, системы, комплексы и сети”, с компьютером я на вы».
Отправился в Москву и сразу же поступил в Щепкинское училище. Окончил его Белый в 1995 году, это было сложное время: тогда даже именитым актерам было непросто – кино не снимали, в театры никто не ходил. «Я выживал, как и многие другие: хватался за любую работу, будь то реклама, детские утренники в костюме Деда Мороза или продажа пылесосов», — вспоминает Анатолий.
Несколько лет он был занят в массовке Театра на Таганке, проходил военную службу в Театре армии: «Шёл 1997 год. Собралась большая компания молодых актёров — мы жили дома и приходили в театр, как на работу. Я застал легендарного Анатолия Двойникова — командира “команды актёров Театра армии”. Это был замечательный человек с потрясающим чувством юмора, который, если кто-то провинится, грозился, что “отправит к белым медведям заряжать снаряды”, но на самом деле оберегал нас и был нам отцом родным. У него в своё время служили и Меньшиков, и Харатьян, и Домогаров, и он прекрасно знал их всех.
В семь утра у нас начиналась уборка территории вокруг театра: мы собирали снег или листья. Всё должно было быть вычищено к приходу Двойникова. Потом начинались уборочно-строительно-ремонтные работы внутри театра. Мы ставили декорации, вечером играли спектакль, и мы убирали их обратно. Это было прекрасное время — никакой ответственности».
«Только из-за жены я не разочаровался в профессии»
Жизнь актера изменилась, когда он познакомился с Мариной Голуб. «Если она влюблялась, то этому мужчине можно было позавидовать, — отмечал близкий друг актрисы, известный художник Павел Каплевич, — потому что она его поднимала на недосягаемый уровень». Именно это и произошло с молодым актёром Анатолием Белым. Марине очень понравилось, как он замечательно читал Бродского. «А я всегда с особым чувством относилась к мужикам, которые знают и понимают Бродского», — признавалась позже сама Голуб.
На почве поэзии между ними и наметилась духовная связь, которая очень быстро переросла во взаимное увлечение, закончившееся в итоге законным браком и венчанием в церкви. Тот факт, что Анатолий был почти на 15 лет младше Марины, обоих не смущал. Благодаря стараниям и связям актрисы карьера Белого резко пошла вверх. Телеведущая Кира Прошутинская, дружившая с актрисой, вспоминала, что пыталась образумить подругу: «Что ты так просишь за него? Он же мужчина!» — «Я должна ему помочь, он такой талантливый!»
Именно благодаря её стараниям Белый получил главные роли в рейтинговых сериалах и главное — приглашение во МХТ, где уже работала сама Марина. «Только из-за жены я не разочаровался в профессии и остался в Москве, — признается Анатолий. — Она же настроила меня на то, что себя надо продвигать. И я набрался смелости, позвонил Олегу Меньшикову, попросился к нему на просмотр. И это сработало: Олег взял меня в театральное агентство “Товарищество 814”, дал роли в спектаклях “Горе от ума”, “Кухня”, “Демон”. С этой минуты все в моей жизни изменилось. Я устроился в театр имени Станиславского, где играл в “Укрощении строптивой” и “Двенадцатой ночи”, потом в Художественный театр. Меня заметили, стали приглашать в кино».
«Я бы не хотел, чтобы мои дети становились актерами»
Многие друзья Марины и Анатолия уверяли, что их чувства были взаимными. Их все считали одной из самых романтичных и прекрасных театральных пар и ласково называли общим именем Белый Голуб. Позже подруги Марины рассказывали, что в глубине души она отдавала себе отчёт, что это «счастье не навсегда», но в то, что оно может и в самом деле закончиться, всё же не верила.
Возможно, будь у них дети, всё было бы по-другому. Но сначала сам Анатолий не готов был становиться отцом. Когда же он потом предложил жене родить ребёнка, она растерялась. Её актёрская карьера, не ладившаяся почти 20 лет, наконец-то пошла в гору: Голуб снялась в фильмах «Свадьба», «Андерсен. Жизнь без любви», сериале «Обручальное кольцо». Появились интересные роли, впереди маячили заманчивые постановки.
А вскоре на съёмках одного из сериалов Анатолий познакомился с молодой художницей-дизайнером Инессой, так же работавшей на проекте. Как вспоминала потом сама Марина, любимый муж вдруг разом переменился, стал замкнутым, мрачным, начал часто пропадать из дома. Уход Анатолия для Голуб стал чудовищной катастрофой. Друзья недоумевали, как она тогда сумела справиться с этой болью — ведь Белый был для неё всем.
Можно только догадываться, каких сил стоило Марине наблюдать за личной жизнью бывшего мужа, которая проходила у неё на глазах, — бывшие супруги продолжали работать в одном театре. Несколько лет они даже не здоровались друг с другом. За месяц до гибели Марины, у нее с Анатолием состоялся душевный разговор, во время которого актриса сказала, что простила нерадивого экс-супруга. «Возможно, у нее и были какие-то обиды, но она этого не показывала, — говорит Белый. — После 10 лет жизни вместе я навсегда запомню ее как самого светлого человека, который всем старался помочь».
Сейчас в своей семье Анатолий растит трёх детей – сына Максима, маленькую Викторию и Катю, дочку Инессы от первого брака. «Я стараюсь быть строгим отцом, — рассказывает Белый. – Но когда родные меня обнимают, я превращаюсь в кисель, так что эта строгость очень тяжело дается».
Дети актера тоже увлекаются творчеством. «Я понимаю, что от осинки не родятся апельсинки, — говорит Белый. — Понятно, что математиками-прагматиками они не станут. Они гуманитарии. Сын Максим с упоением читает книги – обычные, не электронные. Записался в библиотеку, ходит туда охотно. Дети прекрасные, доставляют мне счастье и радость бытия. Но я бы не хотел, чтобы они становились актерами. Потому что в нашей профессии очень много лишних людей. И мои дети должны сами доказать, что имеют право в ней существовать, пройти естественный отбор. Когда я поступал – видел, как отсекают талантливых людей. Просто потому, что училище всех не вмещает. Правда, если мои дети все же заявят, что хотят выбрать актерскую профессию – я не буду мешать. Другое дело, что и навязывать ее им не стану: пусть сделают свой выбор. Поступают, как хотят. Хотя, думаю, в таком направлении они и пойдут: жена Инночка у меня – дизайнер-художник. И детям нашим деваться некуда».
«Наши фильмы могут послужить ключиками к фантазии»
«У меня счастливая судьба: я занимаюсь тем, что мне нравится», — говорит Анатолий. В театре у него намного больше интересных персонажей, чем в кино. «Так счастливо сложилось, что практически все театральные роли, за исключением ранних ролей без имен, мне доставляли удовольствие. Не было таких, на которые я шел, как на голгофу, — признается артист. — Единственное, я не стал бы играть в пьесах Островского. Его язык, герои, купеческая Москва, бытовизм, схематичные сценарии — все это не мое, я не могу прочувствовать его пьес. Очень люблю играть героев Шекспира, а в будущем хотелось бы соприкоснуться с театром абсурда. В кино история другая. Я не скрываю, что там было много проходных ролей, балласта. Но есть картины, которые мне особенно близки, – “Братья Карамазовы”, “Кто я?”, “Долина Роз”. На данном этапе моей жизни я чувствую, что готов сыграть взрослых героев Чехова. Я очень его люблю, в спектакле “Дуэль” сыграл Лаевского — тридцатилетнего молодого человека. Но есть мечта сыграть что-нибудь из позднего Чехова, и я надеюсь, что она исполнится».
Сегодня Анатолий — еще основатель и идеолог проекта «Кинопоэзия», в рамках которого актеры и режиссеры снимают небольшие короткометражные фильмы по известным стихотворениям: «Эти маленькие поэтические фильмы направлены на то, чтобы разбудить эмоции и фантазию. Зачастую детям бывает трудно самим это сделать. Например, помню, когда был школьником и даже студентом, я не понимал значения слов “представьте себе”. Я не знал, что такое представить. А вот эти наши маленькие фильмы могут послужить ключиками к фантазии. Я глубоко убежден, что их необходимо продвигать в школах, мы сейчас активно этим занимаемся. Я не идеалист и прекрасно понимаю, что кому-то вся эта поэзия вообще по барабану, но я всегда помню фразу из фильма Милоша Формана “Пролетая над гнездом кукушки”, когда Макмерфи (Джек Николсон) не смог сдвинуть с места огромную тумбу с раковиной, он сказал: “Ну, я хотя бы попытался”».
Дети артиста «Кинопоэзию» смотрят с удовольствием: «Они – моя лакмусовая бумажка, новый фильм я всегда показываю им первым и наблюдаю за их реакцией – не скучают ли они, не перестают ли следить за мыслью. Они не соврут. Вообще мои дети сами учат стихи, а я потом их слушаю и помогаю в прочтении вслух, чтобы стихотворение звучало ярко и красиво. Но я никогда не настаиваю на своем прочтении, не навязываю свою интонацию. Они читают все равно по-своему, и это так здорово. Я у них даже учусь непосредственности и интересным интонациям. А что касается понимания стихов и чувств, то мне кажется, что дети не все могут понять и прочувствовать, но на то и даны им мы, родители и учителя, чтобы помочь в этом».
Сам Анатолий увлекается поэзией XX века. Если бы изобрели машину времени, именно в то время он отправился бы в первую очередь: «Мне кажется, это были совершенно потрясающие годы. Как будто во всем сознании человека произошел взрыв. Люди писали картины предметные, а потом появился Малевич, и все стало беспредметным. Что-то произошло с людьми во всех сферах, коренным образом изменилось восприятие мира». Кстати, сам Белый исполнил роль Малевича в фильме «Шагал-Малевич» (2013). «Долго смотреть на его картины я, честно говоря, не могу, мне кажется, это опасно, можно свихнуться, — признается артист. — Но это, безусловно, космически гениальный человек. Его искусство совсем не из сердца, оно из головы. Такое искусство идей. Когда смотришь на его композиции, где все основано на форме и цвете, в тебе рождается импульс мысли».
Сейчас все силы Белого брошены на то, чтобы «Кинопоэзия» встала на крепкие ноги: «Проект появился совсем недавно, но буквально за первые полгода мы добились определенных успехов. Премьера нашего альманаха прошла в знаковом московском кинотеатре, который показывает фестивальное кино. Полгода были динамичными, сейчас нужно не потерять темп и найти людей, которые заинтересуются этим всерьез и надолго».
Подготовила Лина Лисицына
По материалам «Берег» (bereg.vrn.ru), «Сегодня» (segodnya.ua), «Новое дело» (novdelo.ru), «Звездный бульвар» (zbulvar.ru)