В 1989 году 17-летней студенткой Анна Яновская сыграла свою первую роль в фильме «Под небом голубым», который по сценарию Виктора Мережко поставил Виталий Дудин. Потом снималась в разных фильмах, и в какой-то момент решила стать по другую сторону кинокамеры.
Анна окончила Высшие режиссерские курсы, начала сама снимать кино. Сегодня на ее счету несколько игровых короткометражек, одна из которых получила Гран-при в Италии, и документальных лент. И вот – ее первый большой игровой фильм.
– Анна, начнем с начала. Почему в свое время вы решили «завязать» с актерством?
– Я с актерской профессией не завязывала. Просто перестала предпринимать специальные усилия, чтобы быть на виду, напоминать о себе, добиваться новых ролей. Если мне суждено сыграть что-то серьезное, то я своего не потеряю. Сегодня играю в двух спектаклях, время от времени снимаюсь. Это моя профессия, мой хлеб. Но я точно помню момент, когда почувствовала некий внутренний толчок к перемене участи.
Это был 2011 год. Я снималась в сериале «Танец нашей любви», который во многом держался на моей роли. Играла по 14 часов в сутки. «И на это я трачу свою жизнь»? – сама себе задала вопрос, испытывая в тот момент творческое опустошение.
– И как ответили себе на этот вопрос?
– Через несколько дней встретила на улице Владимира Грамматикова, у которого когда-то снималась в фильме «Осенние соблазны». Узнала, что он совместно с Александром Бородянским набирает мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссеров. До конца приема документов оставался один день. За этот день я написала пять обязательных письменных работ – и поступила. Училась у прекрасных мастеров. Став со временем режиссером, сняв несколько фильмов, я словно обрела свою истинную сущность. Теперь приходя на кастинги к другим режиссерам, я не чувствую вот этой наркоманской зависимости: только утвердите меня на роль! Я разговариваю с ними на равных, как с коллегами. Хотите – берите меня. Не хотите – я буду снимать свое кино.
– И сниматься там сама.
– В принципе, я не люблю сниматься в своих фильмах. Сыграла в одной из своих короткометражных лент только потому, что актриса заболела. Но я бы не исключала и такого поворота событий. Кто знал о прекрасной актрисе Наташе Кудряшовой, пока она в качестве режиссера не сняла саму себя? Все увидели ее в этой картине и ахнули. А потом случился ее недавний актерский триумф в фильме «Человек, который удивил всех», за который она получила приз в Венеции. Я верю, что судьба меня правильно ведет по жизни. И где-то на седьмом круге подсознания согреваюсь мыслью, что моя главная роль еще впереди.
– Но пока вы с головой ушли в режиссуру. Фильм «Интересная жизнь» начинался как документальный, а превратился в игровой.
– Лет пять назад я услышала от коллег Андрея Шемякина и Олега Иванова о буме якутского кино.
Там ежегодно снимается порядка 50 фильмов, люди заполняют залы. Многие одержимы кинематографом, собираются по вечерам в кафе, придумывают сценарии, живут интересной жизнью. Мне стал интересен этот феномен, я решила снять об этом документальную картину.
Мы сочинили историю о московском актере, которого вызывают на съемки в Якутию. Его там никто не встречает, пригласивший его режиссер уехал на охоту, и наш герой то ли теряется, то ли растворяется в местных просторах и обычаях.
– Чем думаете заниматься дальше?
– В апреле – европейская премьера в Мюнхене. У картины есть международный дистрибьютор, надеюсь, кино посмотрят во многих странах мира. Мне кажется, наш фильм заслуживает того, чтобы его увидел широкий зритель. Есть мысли и о новой работе. Вместе с моим педагогом, замечательным сценаристом Александром Бородянским написали комедию о юной девушке-киллере, которая приезжает в Москву мстить своим обидчикам. На главную роль ищу яркую, дерзкую актрису, чем-то похожую на 16-летнюю Оксану Акиньшину.
– А для вас в новом фильме роль не найдется?
– Может, и найдется. Поживем – увидим.
Леонид Павлючик
«Труд»