Актер чуть не сыграл Штирлица и внезапно стал миллионером
Гомиашвили, которому 23 марта исполнилось бы 95 лет, – актер невероятной судьбы. Куда там до него самому Остапу Бендеру. В юности будущий актер трижды сидел в тюрьме, в театр его привел лично великий режиссер Георгий Товстоногов. А в 60 лет Гомиашвили внезапно стал миллионером и открыл ресторан и клуб с говорящим названием «Золотой Остап».
На «Мосфильме» до сих пор ходят легенды о том, как режиссер Леонид Гайдай искал исполнителя на роль Остапа Бендера. Изначально на нее претендовало более 200 актеров. После строгого отбора осталось 20 кандидатов, причем все – знаменитости. Среди них были Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Алексей Баталов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Спартак Мишулин, Владимир Басов, Никита Михалков, Олег Басилашвили, Михаил Козаков и даже Муслим Магомаев. В фильме начал было сниматься Владимир Высоцкий, потом Александр Белявский, но снятый материал Гайдаю не нравился. И тут кто-то сказал режиссеру, что существует моноспектакль «Похождение Остапа Бендера» по мотивам «Золотого теленка», где все роли играет актер Арчил Гомиашвили. Режиссер немедленно вылетел в город Горький, где в тот момент шел этот спектакль. И остался доволен: ему понравились напористость и энергия актера, а также хитроватый блеск в его глазах. Так Арчил Гомиашвили стал Остапом Бендером на экране.
Три тюрьмы и Школа-студия МХАТ
Арчил Гомиашвили родился 23 марта 1926 г. в небольшом грузинском городке Чиатура. Его отец Михаил Гомиашвили был из семьи, которая держала постоялый двор и перекладных на Военно-Грузинской дороге. «Вся эта дорога была епархией моего деда Арчила», – рассказывал актер. В своих интервью Арчил Гомиашвили живописал, как в юности отец украл его будущую мать, чтобы жениться на ней. «Моя мама, интеллигентная девочка, попала в стаю волков. Семья – четыре сына, и дедушка мой – бандит. Там были очень строгие обычаи и дикие, на мой взгляд. Моя мама была обязана каждую ночь мыть ноги моему деду. Это было почтение к старшим. Ну, дикари!» Мать Арчила — дочь священника, образованная и интеллигентная, очень строгого домашнего воспитания, тем не менее, всю жизнь была неунывающей хохотушкой, оптимисткой. Арчил Михайлович очень любил ее, но вздыхал, что с ним, подросшим, она справиться не могла.
В первый раз он угодил за решетку в начале 1940-х гг. В те годы будущий актер учился в Тбилисском художественном техникуме при Академии художеств. В Тбилиси тогда работал молодой Георгий Товстоногов. Режиссер сделал юноше заказ на оформление спектакля «Лисички» по одноименной пьесе Хельмана. А потом предложил маленькую роль в самом спектакле. Уже тогда Гомиашвили мог бы стать актером, но связался с воровской компанией и совершил кражу. Суд приговорил Арчила к нескольким годам заключения, и только амнистия, объявленная в стране, спасла его. Через некоторое время его снова арестовали – за хулиганство, правда, вскоре отпустили.
В те годы Гомиашвили всерьез задумался об актерском образовании. Он оставил Тбилиси и отправился в Москву, где в юности учился и его отец. Целью Арчила было поступление в Школу-студию МХАТ. И действительно, талант юноши был оценен, и он успешно проучился какое-то время в Школе-студии, пока снова не оказался в тюрьме. На этот раз он стал участником масштабной драки в гостинице «Националь» из-за женщины – популярной киноактрисы Людмилы Целиковской. Причем пострадавший в этой драке мужчина лишился глаза. В одном из своих интервью актер так рассказывал об этом эпизоде: «Неизвестно, кто ему глаз выбил – там такая драка была! Но показали на меня. Выхожу из тюрьмы, уже зима была, у ворот стоит машина и в черном котиковом пальто на белом снегу моя мама. Пострадавший отказался от своих показаний».
Блистательный Остап Бендер
После этого Арчил Гомиашвили вернулся в Грузию, был принят в труппу Академического театра имени Марджанишвили. Еще через 10 лет актер перебрался в Поти, где устроился в Русский театр имени Грибоедова.
Именно в Поти в 1958 г. Арчил Гомиашвили впервые воплотил на сцене образ великого комбинатора. Он поставил свой спектакль «Похождение Остапа Бендера» по мотивам «Золотого теленка» Ильфа и Петрова. Это был спектакль одного актера, где он играл не только самого Остапа, но и все остальные роли: Паниковского, Балаганова, подпольного миллионера Корейко и даже Зосю Синицкую. С этим моноспектаклем Гомиашвили гастролировал по многим городам.
В те же годы актер начал сниматься в кино. Его первой работой в кинематографе стала роль Манташерова в фильме «Лично известен». Затем Гомиашвили снялся в криминальной комедии «Крот», а в 1961 г. сыграл Ерошку в драме «Казаки» по одноименной повести Льва Толстого. Причем был отмечен за эту роль международной наградой.
Но известность принесла актеру все же роль Остапа Бендера в комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев», снятая в 1971 г. Причем, несмотря на громкую славу, сам Гомиашвили этот фильм не любил. Вот что он говорил в интервью: «Конечно, у фильма есть свои достоинства: он хорошо смонтирован. Гайдай был режиссером, прекрасно знающим законы комедийного жанра. Но есть один недостаток, самый существенный в моем понимании: мы ни разу не остановились, чтобы заглянуть в душу Остапу. Я сыграл эту роль бегом – в ритм фильму. К тому же меня озвучивал другой актер. Когда я увидел фильм, мне стало плохо. После просмотра я сказал Гайдаю, что при всем желании сыграть эту роль, если бы я знал, что так будет, я бы не снимался. И потом мы не разговаривали пять лет».
Сам актер считал, что гораздо полнее он раскрыл образ Остапа Бендера в том моноспектакле по мотивам «Золотого теленка», с которого все началось. Тем не менее, фильм «Двенадцать стульев» имел колоссальный успех у зрителей, а Арчил Гомиашвили именно благодаря звездной роли великого комбинатора перебрался в Москву — ему вручили ордер на трехкомнатную квартиру.
Не сыграл Штирлица
В столице актер сперва устроился в театр имени «Ленкома», но не смог работать с Марком Захаровым и перешел в театр имени Пушкина. Немногие знают, что Арчил Михайлович очень хотел сыграть роль Штирлица в телесериале «Семнадцать мгновений весны». С режиссером Татьяной Лиозновой у них были романтические отношения, они даже собирались пожениться и хотели работать вместе. Но руководство «Мосфильма» зарубило его кандидатуру. Вот что рассказывал об этом сам Гомиашвили: «К несчастью, у нас с Татьяной Лиозновой закрутился роман. А при выборе на роль Штирлица Татьяна заняла нейтральную позицию. Меня это очень оскорбило. Я обиделся, все бросил и уехал в Грузию». Гомиашвили предлагали сняться в роли Мюллера, но он отказался. И в результате в знаменитом сериале так и не сыграл, а с Татьяной Лиозновой не разговаривал потом до конца жизни.
Сбылась мечта великого комбинатора
Личную жизнь актера можно назвать бурной. Он всегда нравился женщинам. Официально женат был три раза, в каждом браке были дети, с которыми актер всю жизнь активно общался. Третью и последнюю жену – балерину Татьяну Гомиашвили – он, по собственному признанию, просто увез – точно так же, как его собственный отец когда-то увез из родного дома его мать. Причем Татьяне было всего 16 лет, а самому актеру – почти 40. Вот как он рассказывал об этом: «Я на гастролях был. Увидел ее — и увез. Я старше ее на 24 года. У нее главное оружие – умение не воевать за себя, не отвоевывать своей позиции. Приходил, когда хотел, уходил, когда хотел. Все всегда было готово. Были частые переезды – все чемоданы уложены, все постирано. Никто меня не спрашивал, куда я иду, почему не пришел, почему опоздал. Мне надо быть вольным! Чтобы жена поперед батьки не лезла».
Когда актеру было уже за пятьдесят, он вдруг увлекся режиссурой и решил сам снять фильм о миллиардере Майкле Филде по его книге «Америка глазами таксиста». С этим человеком актер познакомился во время поездки в Германию. Книга просто потрясла актера! В ней Майкл Филд рассказывал свою историю: как в молодости он нищенствовал, жил на улице и чуть ли не из мусорных баков питался, и все же – стал миллиардером. И вот Гомиашвили захватила идея снять фильм о его судьбе и самому сыграть главную роль. Целый год он уговаривал Филда профинансировать этот проект. «Год я жил в Берлине и почти ничего не зарабатывал, все тратил, – рассказывал актер. – Я дошел до ручки, а он все не подписывал контракт. И вдруг вызывает меня. Я понял – все, конец». По словам актера, он в отчаянии зашел в казино и поставил последние сто марок на 23 – день своего рождения. И вдруг выиграл! А потом еще и еще – в общей сложности 160 тысяч немецких марок!
А Майкл Филд ему все-таки отказал. Но зато сделал актеру царский подарок, чтобы тот тоже мог заработать свои миллионы. Подарил целый игорный бизнес – десять комнат с игровыми автоматами на самых оживленных улицах Западного Берлина! То есть, всего за один день Арчил Гомиашвили стал очень богатым человеком: мечта Остапа Бендера чудесным образом сбылась в жизни самого актера!
Спустя несколько лет, в начале 1990-х, Гомиашвили открыл в Москве собственный клуб с рестораном, казино и баром, назвав его «Золотой Остап». Заведение стало одним из самых популярных мест столицы. Туда ходили и бизнесмены, и политики, и культурный бомонд, причем нередко в ресторане можно было увидеть и самого актера, чаще всего – в образе Остапа Бендера. Иногда в клубе проводился квест, от которого посетители были в восторге. Гостям казино предлагались 12 стульев и несколько попыток найти «клад», который был тщательно спрятан где-то под сиденьем. Нашедший забирал все себе. Два года подряд «Золотой Остап» даже удостаивался звания лучшего заведения в Европе. Он просуществовал несколько лет. Также Арчил Гомиашвили открыл в Москве несколько бутиков итальянской одежды.
Следующие 17 лет пройдут, как и мечтал его герой Бендер, в радости и достатке. Умер Гомиашвили 31 мая 2005 г.
Татьяна Рублева, «Мир 24»