Авангард Леонтьев снялся в более чем 40 кинофильмах и телесериалах, в их числе «Ревизор», «Охотники за бриллиантами», «Сибирский цирюльник» и «Время первых», 36 лет был актёром театра «Современник», с 2004 перешёл в МХТ имени А.П.Чехова.
– У вас очень необычное имя. Почему вас так назвали?
– Имя я получил в честь покойного старшего брата, который погиб в 1943 году во время Курской битвы. А его назвали по моде того времени – тогда были популярны такие имена, как Октябрина, Индустрий, Ноябрина. Мама родила меня в 43 года – как будто назло смерти. И назвала в его честь.
– Когда вы поняли, что хотите стать актёром?
– Мне кажется, что я всегда этого хотел. Хотя маме не нравилось. Помню, как она пришла на один из моих спектаклей – студентом я играл Трусливого гвардейца в «Трёх толстяках». И во время одной из сцен, где продавец взлетал на гирлянде шаров с помощью троса, она начала рыдать. Из-за того, что профессия актёра тяжёлая и опасная. Она в своё время и отцу моему не разрешила пойти по творческому пути – он участвовал в самодеятельности, где они и познакомились. И отец так любил маму, что не стал поступать на высшие режиссёрские курсы.
– Кто в детстве больше повлиял на вас как на актёра?
– Наверное, Анна Гавриловна Бовшек. Она была актрисой художественного театра до Первой мировой войны. Причём в организованной Станиславским первой студии художественного театра – в ней как раз на практике проверяли его систему. Анна Гавриловна готовила меня к поступлению в школу-студию МХАТ – и поступил я с первого захода.
– Как вы готовитесь к ролям?
– У меня есть своя система подготовки. Нужно попытаться поставить себя в предлагаемые обстоятельства роли, задействовать себя, свой личный опыт и свои эмоции. Чужими эмоциями роль оживить не получится, потому в своём эмоциональном багаже нужно искать какие-то сходные ситуации. И к этому уже добавлять остальное, чего может не быть в вас – характерность, походку, заикание или акцент.
Я работал с Ефремовым два года в «Современнике», после его ухода во МХАТ тоже много с ним общался. Он был ярким примером того, как работать над ролью, он довёл эту задачу до фанатизма – и всегда был собой. Другие актёры искали какие-то характерности, делали сложный грим, а он этого не любил. И не боялся того, что ему могут сказать, что он одинаковый – а какая разница, если зритель ему верит?
– Может ли актёру помочь костюм?
– Иногда. Например, на съёмках фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» я долго не мог понять Алексеева, ощутить его. И вдруг мне художница по костюмам принесла мундирообразный сюртучок, сшитый из поеденной молью шерсти. То есть, он был как будто ношенный, хоть и сшитый по моим меркам. Но я увидел дырочки, увидел, что это что-то старенькое, что это жило на ком-то. И в этот самый момент понял и почувствовал эту роль.
– В чём для вас различия в работе в кино и в театре?
– В кино нужно уметь жить той минутой, в которой ты играешь. И в неё нужно попасть эмоционально, нужно суметь собраться и абстрагироваться от шума съёмочной площадки. В театре же этого недостаточно. Там нужно, чтобы твою эмоцию почувствовали в последнем ряду зрительского зала.
– Есть ли у вас ленты, в которые вы попали случайно?
– Да, например, короткометражный фильм «Приказ». Я поехал в лагерь «Орлёнок» выступить перед детьми. Там была юношеская киностудия, которая снимала фильм. И дети попросили меня сыграть с ними – так я исполнил в их фильме роль ветеринара.
– А есть фильмы, в которых вас озвучивали другие артисты?
– «Время первых». Там меня озвучил Евгений Хорошевцев – режиссёр и диктор радио. Он начинал работать на радио ещё тогда, когда там работал Юрий Левитан. И когда я играл Левитана, то понимал, что у меня голос не такой, как нужно – не бас и не баритон, а скорее тенор. И я попросил режиссёра пригласить для озвучки Хорошевцева, что он и сделал.
– Вы с молодости составляете чтецкие программы, с пятью из них выступаете в МХТ имени Чехова. Расскажите, как вы выбираете произведения?
– Выбираю, бывает, по-разному. Иногда что-то заказывают, а иногда сам – беру лучшую классику. Пусть не очень хорошо прочту, зато сам текст сильный, и публика будет довольна.
– А планируете где-то сняться?
– Пока не знаю. Сейчас мне уже редко предлагают поучаствовать в съёмках, раз лет в пять. И получше есть артисты – иначе как я могу себя оправдать? (Смеётся.) Недавно мне предложили роль в одном популярном сериале с крупными нашими актёрами – решили ввести туда нового персонажа. Я и так роль примерил, и сяк. Но не подходит, не моё. И отказался, не поддавшись на уговоры, – а меня так ни разу в жизни не уговаривали! Хотя и гонорар предлагали хороший.
Мария Горбунова
«Север столицы»