«Когда умирает клоун, мне очень грустно. Потому что мы теряем что-то невосполнимое», — говорит Армен Джигарханян в документальном фильме «Буба».
Эта реплика стала лишь «открытым текстом» скрытой глубины документального повествования о невероятной линии жизни и смерти Бориса Сичкина – киноактера, хореографа, который зрителю больше всего известен в роли Бубы Касторского в фильме «Приключения неуловимых мстителей».
Актер проложил между своею жизнью и смертью, а заодно между материками магическую линию, которая тянется до сих пор, и «приключения неуловимого Сичкина» продолжаются. Обо всем этом – документальный фильм «Буба», снятый к столетию Бориса Михайловича Сичкина. Автор и режиссер фильма – тележурналист, кинодокументалист Павел Селин.
Приключения неуловимого Сичкина
Голодное детство в годы нэпа и первые выступления на киевском рынке, служба во фронтовом ансамбле в годы войны, участие в боях, слава после роли Бубы Касторского в «Приключениях неуловимых мстителей», а затем год в тамбовской тюрьме в ходе следствия по делу о незаконных концертах, эмиграция в США в конце 1970-х, эпизодические роли в Голливуде и новые приключения после смерти – таков внешний повествовательный сюжет фильма. В нем использованы архивные кадры с участием самого Бориса Сичкина и его жены Галины Рыбак. Павел Селин провел большой цикл интервью по обе стороны океана с сыном Бориса Сичкина Емельяном, невесткой Марией, с певцом Вилли Токаревым, с другом Бориса Михайловича Андреем Пискловым, композитором Александром Журбиным, народным артистом Арменом Джигарханяном, продюсером Игорем Лебединским, известными актерами.
В результате зрителям представлена не просто яркая, игристая и грустная судьба Бориса Сичкина. Фильм «Буба» также о том, как само искусство большого мастера может творить новую реальность. После своей смерти «клоун» Сичкин буквально пошел прахом. По миру. Так же как и прах другого грустного комика Чарли Чаплина, тело Сичкина таинственно исчезло из могилы на нью-йоркском кладбище. Потом снова появилось в виде урны с прахом уже в Москве, шесть лет скиталось по квартирам-мастерским-гаражам и только в 2008 году после прощания в Доме кино захоронено в колумбарии Ваганьковского кладбища. Так актер Борис Сичкин свою трагикомическую линию жизни проложил и после смерти. Режиссер Павел Селин сделал две вещи. Он разыскал эту линию в детективном смысле и «развидел» – в метафизическом.
«Тут – Боренька»
– Вся эта история началась для меня еще в 2008 году и связана с моей работой в программе «Главный герой». А еще годом раньше, в 2007, у нас был сюжет о Вилли Токареве. Его жена и рассказала в интервью, что прах Сичкина «куда-то пропал» и сейчас скитается по каким-то мастерским и гаражам и что неупокоенный прах – так нельзя. Тогда редакция доверила мне вести это расследование. Да, история почти детективная. В 2008 году я летал в Нью-Йорк, поговорил с вдовой, с сыном Бориса Михайловича. Тогда все и прояснилось. Галина Рыбак, вдова Сичкина, совершенно невероятным образом, без каких-либо разрешительных бумаг эксгумировала его останки, вывезла в соседний штат, там тем же полукриминальным способом его кремировала и перевезла в Москву. Мы выяснили, где теперь хранится его прах, нашли его в Москве, – рассказывает Павел Селин.
В его фильме этот документальный сюжет тянет на всех мировых гениев абсурда. Московский композитор и старинный друг Бориса Сичкина Андрей Писклов рассказывает Павлу Селину, как у него на пороге квартиры неожиданно появляется вдова Бубы Галина Рыбак, ставит чемоданчик и говорит: «Тут – Боренька». Что «с Боренькой» делать дальше, никто не знал и не понимал. Чемоданчик кочевал из квартиры в гараж и в мастерскую Писклова. А чтобы случайные воры его не прибрали к рукам, специально для них была прикреплена записка о том, что в чемоданчике находится прах Бориса Сичкина, и просьба не беспокоить. Вероятно, чем безумнее вокруг становится мир, тем уместнее привнесение в него абсурда извне – для спасительного уравновешивания.
«Коля, похорони Бубу!»
– Николай Картозия пришел к гендиректору телеканала и сказал: «Вот такая история оказалась, нам надо похоронить Бубу Касторского!» Гендиректор выложил требуемую сумму, потом посмотрел на Картозию, выложил еще немного и сказал: «А это – на цветы. Коля, похорони Бубу!» И прослезился. Вот таким образом мы завершили эту историю, организовали вечер памяти в Доме кино и упокоили прах Бориса Михайловича Сичкина, – рассказывает Павел Селин.
Вся эта трагикомичная история продолжается до сих пор. Сейчас, по словам близких Сичкиных и коллег Селина в США, пропал сын Бориса Михайловича Емельян, с которым Павел делал интервью об отце в 2008 году.
– Он развелся и из США уехал в Мексику, там с ним что-то произошло, человек впал в кому, его перевезли в США, но во время эпидемии коронавируса следы Сичкина-младшего в госпитале затерялись, и найти никто не может. Это какая-то семейная посмертная трагическая судьба, – говорит Павел Селин.
– Борис – один из примеров, как мы несправедливы к таким людям, – рассказывает Селину в фильме Армен Джигарханян. Здесь также приведено много других примеров, образов, аналогий. Всеми этими интервью, воспоминаниями, архивами из Москвы, Одессы, Нью-Йорка режиссер Селин как бы собирает заново весь распадающийся, стремительно разбегающийся по разным полюсам мир, возвращает ему изначальную осмысленную и добрую целостность.
– Он был один из самых великих, талантливых и самых недооцененных актеров. Слава на всю страну после «Неуловимых» с падением в пропасть забвения после эмиграции, жизнь в США с полунищенским существованием, с одной-двумя ролями и с ролью Брежнева в голливудском фильме Оливера Стоуна. Но и после своей жизни он нес образ грустного клоуна: человек ушел, а его дух, такой трагикомический, шел следом. Я невероятно рад, что мне удалось сделать фильм на столетие Бориса Сичкина. Можно было, конечно, выпустить на юбилей нечто «карамельное», но именно этот непридуманный сюжет жег мне руки все годы, начиная с 2008. Получилось посмертное продолжение «Неуловимых». Надеюсь, что Борис Михайлович на меня не в обиде, – говорит Павел Селин.
Ольга Бренер, «Берег» (bereg.vrn.ru)