Популярной актрисе исполняется 50 лет
Театралы ценят эту актрису, но массовый зритель все-таки узнал ее благодаря кино и сериалам.
«Я уезжала и возвращалась, когда были новые роли»
Даниэла родилась 27 апреля 1970 года в городе Ниш. Тогда он входил в состав Югославии и был крупным промышленным и культурным центром. В детстве девочка увлеклась точными науками и вовсе не мечтала о сцене. После окончания 8-го класса она сменила обычную школу на математическую гимназию. Но вскоре поняла, что всю жизнь иметь дело с цифрами ей вовсе неинтересно. Определиться дочери помог отец. Он подыскал ей школу с театральным уклоном, где преобладали гуманитарные дисциплины. И главное, что основная часть учебного процесса строилась на театральной самодеятельности.
Вскоре девушка так увлеклась сценой, что ни о чем другом больше не мечтала. В 1989 году Стоянович отправилась в Белград и стала студенткой университета искусств. «После этого я уехала работать в город Субботицу, который находится на границе с Венгрией. Там был театр KPGT, но в 1992 труппа потихоньку начала распадаться, многие стали разъезжаться. Два с половиной года я проработала в этом театре, потом вернулась в Белград, меня пригласили на постановку пьесы Шоу «Поживем — увидим» в белградский театр. После этого спектакля приняли меня в штат. И я проработала там до 1999 года».
Тогда ее пригласил в Санкт-Петербург ее друг Юго Петрович, который учился в местной академии театрального искусства. Даниэла планировала приехать на две-три недели, посмотреть дипломный спектакль Юго, отметить свой день рождения. Но НАТО устроило бомбежки в Югославии, добиваясь уничтожения страны и образования вместо неё нескольких мелких государств, и двухнедельная турпоездка вынужденно перетекла в почти трехмесячное пребывание в Петербурге. «Чтобы я окончательно не сошла с ума, сидя у телефона и телевизора в ожидании новостей, Юго дал мне роль в своем спектакле «Профи» по пьесе сербского писателя Душана Ковачевича, на который я изначально была приглашена как зритель. В конце лета я уехала домой. Но спектакль взяли в репертуар Молодежного театра на Фонтанке, и меня попросили вернуться. Так продолжалось несколько лет — по принципу «ну хорошо, останусь еще ненадолго». Я уезжала, приезжала, в процессе появлялись новые роли в театре, и я после очередной премьеры принимала решение остаться еще на один театральный сезон. А потом в моей жизни появился Андрей».
«Мои планы — это мои возможности»
Спустя три года наездов в Санкт-Петербург Даниэла стала своей в театре «Особняк». Там с режиссером Алексеем Слюсарчуком она ставила спектакль Lexicon по прозе Милорада Павича: «Нам понадобился музыкант, и мы пригласили Андрея Суротдинова». Супруг Даниэлы — скрипач рок-группы «Аквариум».
Будучи театральной актрисой, Даниэла блестяще дебютирует на экране в фильме Михаила Калатозишвили «Дикое поле» в роли невесты главного героя, параллельно снимаясь в главной роли у Владимира Мотыля в очень спорной и предвзятой картине «Багровый цвет снегопада»: «Я бесконечно благодарна судьбе за то, что мне открылась такая возможность — поработать с Владимиром Яковлевичем.
Почему выбрал меня — могу только догадываться. Как-то раз Владимир Яковлевич, появившись на съемках, сказал: «Сегодня утром я увидел фотографию моей матери, которая стоит у меня на письменном столе, и вдруг понял, как ты все-таки на нее похожа». Не знаю, насколько мать Владимира Яковлевича была прототипом моей героини. Съемки и общение с режиссером стали для меня бесценным опытом. На съемки мы часто ездили в одном автомобиле. По пути Владимир Яковлевич мне рассказывал так много интересного».
Затем была «Попытка Веры» — дуэт с Сергеем Пускепалисом, адвокатская драма «Небесный суд» (с Хабенским в главной роли) и цикл детективов «Мосгаз» (состоящий из несколько сериалов, каждый сериал посвящен расследованию одного громкого дела). И — вновь возвращение к театру: «Так говорил Заратустра» по текстам Ницше и Юнга и моноспектакль «Венский апокриф». Долгое время карьере Даниэлы Стоянович мешал акцент, и в кино ее дублировали другие актрисы. Но со временем Стоянович справилась и заговорила без акцента.
В отпуске Даниэла обязательно старается слетать к родным, в Сербию. А просто в свободное время очень любит читать: «Иногда пишу сама, правда, в стол, то есть, только для себя. Но больше всего, наверное, люблю принимать дома друзей. Когда собираются гости, готовлю что-то вкусное. Мне очень нравится искать новые рецепты. Постоянно ищу старинные сербские блюда, потому что для меня это, как и в театре, процесс творческий. Для меня и работа, и личная жизнь — творчество. Поэтому, когда журналисты задают вопрос о творческих планах, в ответ я цитирую одно из правил кодекса самурая: Moji planovi su moje prilike. Буквально это переводится как «мои планы — это мои возможности». Это значит не планировать ничего, но и не упускать возможностей, которые перед тобой открываются. Ведь жизнь всегда интереснее и богаче, чем мы можем себе представить. Мое ощущение счастья — в том, что я иду по своей дорожке. И пусть она не мед и молоко, как говорят у нас в Сербии, на ней есть свои трудности, но она — моя. И это главное».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Samoz.ru, 24smi.org, Ptj.spb.ru