Топ-100

Дмитрий Глуховский: «Сериал «Топи» много потеряет без мата» 

0
Сериал «Топи» снят по сценарию писателя Дмитрия Глуховского. В центре сюжета пятеро молодых людей, которые отправились в глубинку, чтобы посетить некий таинственный монастырь. Выйдя из поезда, они попадают в совершенно другой мир, выбраться из которого будет совсем непросто.
«Моя идея девятилетней давности»
– Как родился этот сценарий?
– Эта моя идея девятилетней давности, которая изначально была придумана как такой метафорический и метафизический трип в глубинку – с одной стороны. И с другой – в глубины подсознания. Я предлагал это разным продюсерам за это время, но из-за того, что они не могли найти государственной поддержки на проект по разным причинам, раньше он состояться не мог. В какой-то момент мы вступили в творческий тандем с режиссёром Владимиром Мирзоевым, культовым театральным режиссёром и автором нескольких очень интересных телевизионных и кинематографических работ. Совместными усилиями мы нашли продюсеров, которые оказались в достаточной степени дерзкими, чтобы этот проект запустить без государственной поддержки.
– Большую часть своей жизни вы проводите в крупных мегаполисах. Как вы пишете о глубинке?
– На самом деле у меня такая раздвоенная, расщеплённая биография. И все обычно знают про городскую часть моей жизни. Но дело в том, что я половину детства своего провёл как раз в таких примерно сеттингах, которые я описываю в «Топях». Моя мама из маленького городка в Костромской области, и половина моего детства прошла в совершенно деревенских пейзажах. Я жил в обычном деревенском доме, в избе с печкой, с колодцем. И я там проводил все свои каникулы школьные. И детский сад – тогда родители вообще меня отправляли на полгода, и я там находился безотрывно. Поэтому на провинцию я смотрю не как городской наблюдатель – отстранённо и с антропологическим интересом, это часть моей ДНК, и для меня эта составляющая ничуть не менее важна, чем моя городская составляющая или потом добавившаяся космополитическая-европейская составляющая. Для меня это является таким сакральным миром детства.
– И какая она, ваша глубинка?
– Это не провинция и не регионы, это для меня такая вещь метафизическая, связанная с детскими воспоминаниями, очень близкая и дорогая. И она связана с моими снами. Это какой-то очень важный компонент моего подсознательного. Большей части тех людей, которые меня там в детстве окружали, уже нет. Поэтому для меня это ещё и мир мёртвых – бабушки и дедушки, дяди и тёти, которые меня там окружали, со мной занимались, что-то рассказывали, водили в лес, на огород, на работу, показывали жизнь. Их больше нет, но они продолжают периодически мне сниться, являться. Так получается, что для меня эта глубинка является ещё и миром чего-то уже несуществующего, чего-то, что остаётся только в моём подсознании. Это некий мир смерти, который при этом не пугающий, не отталкивающий, а такой полуиллюзорный и скорее даже мягкий и манящий.
– В сериале довольно много мата.
– Как в жизни. Я считаю, что мат – это очень важная, органичная и органическая часть языка. У человека такое количество подавленных эмоций, которое он не может по-другому выразить, такое количество накопленных конфликтов, что мат для него является тем самым свистком на чайнике, из которого он от избыточных эмоций избавляется и балансируется. Кроме того, в связи с тем, что мат табуирован и запретен, он приобрёл у нас в языке невероятную художественность. Практически не знаю ни одного интеллигента (и писателей, и режиссёров, и художников), который бы в частной беседе с гордостью не выражался бы витиевато на матерщине. Для тех, кому мат будет царапать слух, в сериале будет доступна звуковая дорожка с запиканным контентом. Но мне кажется, что сериал много потеряет, если вы будете смотреть его без мата.
– Чем вы сейчас заняты?
– Во-первых, я только что закончил вторую часть «Поста». Выйдет она сначала в аудиоформате, наверное, в марте, а потом в качестве книги (первая со второй частью вместе), скорее всего, в апреле.
– Традиционный вопрос. А что с экранизацией «Метро 2033»?
– Мне предлагали и сейчас предлагают написать сценарий. Телеканал купил же права на экранизацию «Метро 2033». И вот я сейчас готовлюсь. Сяду, наверное, скоро писать. Так что предстоит мне очень насыщенная весна.
Факты из биографии 
Дмитрий Глуховский родился и вырос будущий писатель в Москве. В 17 лет Дмитрий уехал учиться в Израиль. Там изучил иврит и получил высшее образование в Иерусалимском университете в области журналистики и международных отношений.
С 2002 года Дмитрий Глуховский начал работать журналистом – сначала на европейском телеканале EuroNews в Лионе, а затем уже в России – на только что открывшемся канале Russia Today. За свою карьеру он побывал и на космодроме Байконур, и в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, и даже на Северном полюсе.
«Метро 2033» стало первым романом Дмитрия Глуховского и сделало его мегапопулярным. Сюжет романа писатель задумал ещё в школе, а писать начал на первых курсах университета. Готовую рукопись издательства отвергли, и тогда Дмитрий выложил текст романа в Интернете – бесплатно. Позднее роман издали. Сегодня он переведён на 37 языков, лёг в основу трёх видеоигр и положил начало целой Вселенной, в рамках которой творили авторы со всего мира, выпустив более 100 книг.
Произведение «Пост» (выдержанное в полюбившемся многим постапокалиптическом жанре) автор представил в необычном формате аудиосериала. «Текст» стал первой экранизацией для Дмитрия Глуховского.
О чем сериал
В трип за чудесным исцелением (физическим и духовным) отправляются пятеро незнакомцев. Лидер этой странной группы, собирающий людей в соцсетях в «православное спа», – Денис Титов (Иван Янковский). В монастыре села Спас-Прогнание он надеется излечиться от смертельной болезни. Но – сюрприз – монастырь закрыт, вокруг вымирающие деревни, исчезающие и снова воскресающие люди и еще много всего странного.
Мистический триллер «Топи» не один раз переобуется в разные жанры. Но по сути это жесткий и психоделический сериал. Чтобы проникнуться атмосферой «Топей», прежде посмотрите короткометражку «Сера» о расследовании убийства в Норильске. Она тоже из вселенной «Топей» и снята по одноименному рассказу Глуховского. В конкурсе короткого метра фильм взял главный приз «Кинотавра-2020». «Сера» даже появляется в одном из эпизодов сериала на экране телевизора.
Алексей Мокряков http://metronews.ru
Share.

Comments are closed.