Он много снимался, но никогда не был суперзвездой: «Все потому, что я не старался развивать и закреплять образ неизменно сильной, брутальной личности, поэтому вам и легко представить меня в любой роли, — говорит Джефф. — Мне хотелось деликатно водить публику за нос в вопросе, каков же я на самом деле».
«Я до сих пор без ума от этой девчонки»
Джеффри Леон Бриджес родился 4 декабря 1949 года, его юность пришлась на эру битников и «детей цветов», и он на некоторое время поддался всеобщему помешательству. Заметив это, отец Джеффа, знаменитый актер Ллойд Бриджес, отдал сына в военное училище. От отправки на войну во Вьетнам Джеффа спасли только связи и работа в кино.
С равным успехом Джефф мог стать художником. Или фотографом, а может, музыкантом. Небеса одарили его всеми этими талантами одновременно. Картины Бриджеса покупают многие американские галереи, а в фильме «Дверь в полу», где Джефф сыграл художника, все рисунки, попадающие в кадр, — его собственного исполнения. Фотоаппарат вообще стал постоянным спутником актера: на съемочной площадке артист развлекается тем, что фотографирует своих коллег. Что касается музыки, то еще в юности Бриджес написал саундтрек к сериалу «Затерянные в космосе», а потом продал права на несколько своих песен Куинси Джонсу и кантри-певцу Джонни Кэшу.
Но все же Бриджес предпочел актерство. Хотя можно сказать, что оно выбрало его: свою дебютную роль «мальчика на вокзале» Джефф получил в возрасте четырех месяцев. Но его первой настоящей работой стал «Последний киносеанс» Питера Богдановича: за этот фильм 21-летний Джефф был номинирован на «Оскар». «Номинация – как вишенка на торте, самое вкусное», — говорил Бриджес.
Впоследствии актер еще пять раз выходил на финишную прямую в погоне за золотой статуэткой Американской киноакадемии, но лишь в 2010 году удалось забрать награду домой — победу в номинации «Лучшая мужская роль» ему принесла музыкальная мелодрама Скотта Купера «Сумасшедшее сердце».
На «Последнем киносеансе» у Джеффа завязался роман с партнершей, Сибилл Шепард, и следующие пять лет он с завидным постоянством соблазнял всех актрис, с которыми ему довелось работать. Режиссер Джон Хьюстон вспоминает, что тогда, в начале 70-х, Джефф мог обаять любую женщину. Но все изменилось в 1975, когда Бриджес на съемках фильма «Роскошное ранчо» встретил простую официантку Сьюзан Гестон. Джефф вспоминает, что выглядела она просто потрясающе, несмотря на то, что после недавней аварии на её лице еще оставались синяки и был сломан нос. Актер несколько раз пытался пригласить Сьюзан на свидание, но каждый раз получал отказ. Тем не менее, Бриджес не сдавался и добился своего: уже через три месяца они стали жить вместе.
Пара вырастила трех дочек: Джессику, Изабель и Хейли: «Я и Сьюзан, конечно, сталкивались с трудностями, но не позволили им сделать нас циничными и ожесточить. Я до сих пор без ума от этой девчонки. Каждый подводный камень в браке — прекрасная возможность лучше узнать друг друга. Вот что называется близостью. Для меня это главное в жизни».
«Мне доводилось встречать похожих Чуваков в реальной жизни»
В 1976 году Джефф сыграл главного соперника Кинг Конга («Кинг Конг»). В 1984 — инопланетянина («Человек со звезды» Джона Карпентера). В 1989 он вместе со старшим братом Бью появился в роли одного из «Знаменитых братьев Бейкер». Увидев эту его работу, Терри Гиллиам немедленно позвал Бриджеса в свой фильм «Король-рыбак», хотя на эту роль уже был приглашен Брюс Уиллис. Роль радио-диджея в глубокой депрессии, которого спасает чокнутый бездомный, принесла Джеффу номинацию на «Золотой глобус».
Два года спустя Джефф появился в фильме братьев Коэнов «Большой Лебовски». С этого момента за Бриджесом укрепилось амплуа отвязного «Чувака, Чувачины, Чувачищи». «Джоэл и Итан Коэны сказали, что создали этого героя специально для меня. Я, естественно, был в полном восторге от перспективы сотрудничества с ними, — вспоминает Бриджес. — Ознакомившись со сценарием, я никак не мог понять, почему они решили, что именно я должен сыграть Чувака. Прежде мне не приходилось создавать подобный образ на экране. Может быть, лет в двадцать я и был похож на него. Так или иначе, я создавал персонажа, исходя из того, что было представлено в сценарии. Помогло и то, что пару раз мне доводилось встречать похожих Чуваков в реальной жизни».
Братья Коэны были настолько уверены, что Большой Лебовски – альтер-эго актера, что разрешили Бриджесу сниматься без грима, а также потребовали, чтобы он в кадре носил ту же одежду, что и в нормальной жизни. Так что все эти теннисные туфли, рубашки диких расцветок и свободные штаны позаимствованы из личного гардероба актера: «Костюмер фильма пришел ко мне домой и одобрил несколько предметов гардероба. Я точно помню, что появлялся на съемочной площадке в рубашке с изображением знаменитого японского бейсболиста, потому что украл ее у своего брата Бо. Надо еще раз пересмотреть этот фильм, чтобы составить полный список своих вещей в кадре!»
Его новая лента – «Плохие времена в “Эль Рояле”». Сюжет этого детектива в духе «Десяти негритят» Агаты Кристи развернется вокруг семи незнакомцев, которые встречаются в захолустном отеле «Эль Рояль» с темным прошлым. Постояльцы, каждый из которых хранит свою тайну, получат шанс на возмездие, прежде чем все полетит в тартарары. Мнения критиков о картине разделились: одни говорят, что фильм заигрывает со слишком большим количеством разных тематик, потому выглядит как мешанина, а другие, наоборот, хвалят режиссера Дрю Годдарда за зрелую работу, остроумные диалоги и детальную проработку персонажей.
Бриджес как никто другой умеет совершать в своей карьере повороты на 90 градусов – и критикам остается только разводить руками, а журналу The New Yorker называть Джеффа «лучшим из ныне работающих актеров». Но наиболее точно о Бриджесе сказал его друг, актер Джон Гудман: «Джефф – как неограненный алмаз. Любая попытка придать ему форму будет выглядеть грубо. Он такой, какой есть, – и этим прекрасен».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Fancy-journal.ru, Metronews.ru, Lostfilm.info