Культовому фильму исполняется 40 лет
На днях исполнилось 40 лет фильму-катастрофе «Экипаж» — на экраны он вышел в мае 1980. Кто из знаменитых актёров не смог в картине сыграть и почему Александр Митта не верил в сногсшибательной успех фильма?
Запас прочности
«Экипаж» (первоначальное название «Запас прочности») принято называть фильмом-катастрофой. Правда, по словам самого Александра Митты, ничего подобного он снимать не собирался.
– Я хотел соединить в картине сразу несколько жанров – катастрофа, комедия, мелодрама, – говорил режиссер. – Тогда многожанровые картины были новым словом в кино. Это четыре разных фильма – мелодрама, романтическая комедия, бытовая драма и сказка. Они соединились, и получился фильм.
Мелодраматическая линия воплощалась историей героя Анатолия Васильева, сыгравшего Ненарокова.
– Жена, которая не любит мужа, несовместимость, которая лежит в основе их супружеского конфликта, – делился режиссёр. – Он её не устраивает как мужик. А нравственные устои не позволяют ей изменить. Потом, когда она нашла себе мужика, такого козла абсолютного, всё стало хорошо, и она стала добрая. Хотя внутри всё равно такая же змея…
Романтический сюжет воплощали герои Леонида Филатова и Алёны Яковлевой.
– У каждого из героев своя жизненная неудача. И они, объединившись в такую сказочную команду, как три богатыря, на ковре-самолёте спасли людей от дракона. Идея была такая, – делился Александр Митта.
И полетели…
Изначально играть главные роли в картине должны были совсем другие актёры.
Так, на лётчика-ловеласа был утверждён Олег Даль. Но в самый ответственный момент он заявил, что сниматься не может.
– Олег – он хрупкий был такой человек, – рассказывал Александр Митта. – И тут у него была бессонница из-за нервного переутомления от предыдущих картин. И врач, который его наблюдал, сказал, что ему надо на два-три месяца сделать остановку. А это было невозможно. И только тогда с разрешения Даля я позвал Филатова.
По словам режиссёра, он с самого начала хотел пробовать на роль и его тоже. Но Филатов отказался пробоваться.
– Он сказал: «Я уже несколько раз пробовался с Далем, и всегда выбирали его. Я не буду пробоваться», – рассказал Митта. – Ну а когда Даль ушёл с роли, тогда я позвонил и сказал: «Лёня, путь свободен». Он позвонил Далю, поговорил, узнал, что никаких этических конфликтов не было, нет никаких обид, и согласился.
Роль командира экипажа предназначалась для Алексея Петренко. Но ему не понравился сценарий, и он сниматься отказался. Вместо него утвердили Георгия Жжёнова. На роль второго пилота Ненарокова блестяще прошёл пробы Николай Караченцов. Но у него был очень плотный график, и сниматься он мог не больше двух дней в неделю. Александра Митту это не устроило. Так в картине появился Анатолий Васильев.
Сложнее всех оказалось найти актрису на роль стюардессы Тамары.
– С ней у нас были сплошные неудачи, – вспоминает Митта. – Леночка Проклова, которую я хотел снимать, отказалась. Был и другой вариант – Догилева. У нее были хорошие пробы, и она прекрасно сыграла бы, но только это совершенно другой характер. Ещё какие-то актрисы пробовались. Но безуспешно.
Елена Яковлева попалась на глаза режиссёру совершенно случайно.
– Она стояла в коридоре студии и плакала – её не утвердили на какую-то роль, – рассказал Александр Митта. – Я её увидел – думаю, кто эта красивая актриса, а у нас не пробовалась? Мы позвали её в группу, и оператор Шувалов сказал, что именно так и представлял героиню.
Правда, ректор ЛГИТМиКа, где училась актриса, предупредил директора картины, что тот ещё намучается с её сложным характером.
– Да, она капризной была… Такой и осталась… – признаётся Александр Митта. – У неё свои представления о том, что хорошо и плохо. Как правило, какие-то деформированные. Но работать с ней было несложно. Работала она очень хорошо, была очень дисциплинированна.
Съёмки постельной сцены Яковлевой дались легко. Она, практически не смущаясь, раздевалась на съёмочной площадке. Чего нельзя было сказать о Леониде Филатове, который, по воспоминаниям режиссёра, страшно стеснялся.
– Лёня Филатов оказался таким скромным парнем, что наотрез отказался раздеваться, – вспоминает Митта. – Под одеялом он лежал в джинсах, и только в одном дубле – в трусах. А вот Яковлева чувствовала себя спокойно обнажённой перед камерой. Я предлагал ей дублёршу, но она сказала, что не хочет, чтобы кто-то играл её тело.
Успех
По словам Александра Митты, он не предполагал, что картину будет ждать такой грандиозный успех, который растянется на многие годы.
– Нет, для меня этот фильм был вообще не тем, чем он оказался для зрителя. Хотя первые три дня кинозалы были пустые. Что было довольно редко для того времени. А потом сарафанное радио сделало своё дело, и публика повалила, – рассказывает Александр Наумович. – И уже тогда нельзя было выгнать народ из зала. И картина шла полгода на экранах до полного истирания.
Фильм для проката купили 92 страны. Зритель же восхищается фильмом уже не одно десятилетие. И даже современная картина с таким же названием, несмотря на пиршество технических возможностей, так и не смогла приблизиться по популярности к картине.
Нелла Прибутковская, http://delonn.ru