Тридцатилетний юбилей своей творческой деятельности отмечает художник-модельер Елена Пелевина.
— С начала нулевых годов по сей день я бережно храню дома ваш подарок, который вы сделали мне при первом нашем знакомстве. Это чудесная фарфоровая кукла. Знаю, что куклы в вашем творчестве — особая глава. Это родом из детства?
— Мы все родом из детства. Куклы я рисовала сама и выдумывала для них костюмы! Это было настолько увлекательно, что, возможно, стало одной из причин того, что я решила посвятить свою жизнь именно этому занятию.
— По мнению исследователей вашего творчества, да и всех, кто знаком с ним, за 30 лет работы вам удалось создать свой, неповторимый «пелевинский стиль», основанный на народном творчестве.
— Мне трудно самой оценивать, однако, возможно, этот стиль, эту яркость и чистоту красок, которые присущи моим работам, я вобрала в себя, дыша природой Северной Африки, где до 17 лет жила с родителями — мой папа был разведчиком и дипломатом.
Я росла в Алжире, Ливии, Тунисе под ярким солнцем и голубым небом, где пальмы до самого горизонта! Тяга к народному творчеству тоже от родителей. А дипломная работа в Московском технологическом институте, которую я защитила с отличием, была единственной на факультете прикладного искусства посвящена народным мотивам, народному костюму. Я была уверена в своем выборе, так как считала, что именно на народной традиции, отшлифованной тысячелетиями, основана культура человечества.
Мне повезло в жизни, потому что на моем пути встречались замечательные люди. Тогда мое начинание поддержал уже вполне известный Вячеслав Зайцев, который стал руководителем моего дипломного проекта. Увидев мои эскизы, он со свойственной ему искренностью сказал, что я не модельер, а театральный художник, надо идти на практику на «Мосфильм». Так и случилось. Проходила я практику в качестве помощника по костюмам у режиссера Алексея Салтыкова, который в то время снимал дилогию «Емельян Пугачев». В главных ролях Евгений Матвеев, Вия Артмане. Мне поручили сделать народный костюм — сарафан, рубаху — для исторического персонажа Устиньи Кузнецовой, выданной замуж и ставшей «новой императрицей», роль которой исполнила Ольга Прохорова. Вот таким удивительным образом выстраивалась мистическая цепочка дальнейшей моей карьеры!
— Ваша коллекция насчитывает более 450 авторских костюмов, батиков, лоскутных панно, рукотворных тканей. И это ведь далеко не все направления, в которых вы работаете?
— Кстати, костюмы я делаю не только по народным мотивам, близким к этнографическим, но и светские, ультрасовременные. Есть также костюмы, связанные с Японией, так как с детства увлекалась древнеяпонской гравюрой мастеров периода Эдо, такими, как Хокусай и Утамаро, бережно и с интересом копировала их шедевры. И уже во взрослой жизни мне удалось побывать в стране моей мечты с лекциями и выставками, была в музее кимоно и мастерских японских художников. По сути, мое искусство интернационально! Стала заниматься росписью по шелку, хлопку. Расписываю ткани, из которых шью костюмы. А еще делаю головные уборы, украшения, обувь, посуду.
— А как произошла ваша встреча с Аллой Пугачевой?
— Э—то было, когда после института я стала работать художником в отделе мод ГУМа на Красной площади. На одном из показов моделей режиссер Александр Стефанович, увидев мои коллекции вечерних туалетов ручной росписи, решил меня познакомить со своей женой. Ею оказалась Алла Пугачева. Для молодой певицы времен «Алых роз» и «Арлекино» я сделала пять концертных платьев, легендарных балахонов, и пять нарядных комплектов. По словам Аллы Пугачевой, «играя на сцене с этим балахоном», она могла перевоплощаться и в лирическую героиню, и в драматическую, и в юмористическую. Платья из расписанного мной вручную многослойного шелка, по признанию самой Аллы Борисовны, стали настоящим произведением искусства.
— В вашей насыщенной и бурной жизни художника происходили и более знаковые события, я говорю о знакомстве, а потом и совместном творческом тандеме с Пьером Карденом.
— Для меня, как и для многих художников-модельеров, Пьер Карден, можно сказать, икона стиля! Как-то мне предложили поехать во Францию, в туристическую поездку в резиденцию мастера! Но тогда встреча так и не произошла. Уезжая, я решила передать ему в подарок изготовленную мной фарфоровую куклу в русском народном костюме. Через какое-то время мне позвонила баронесса Галина де Буар — представитель Кардена по связям с Россией. Она сообщила, что мастер хочет со мной познакомиться, мол, пусть приезжает с выставкой! Представляете, какое чудо! Приезжаю. Мастер, увидев мои работы, заказывает мне десять образцов тканей. На следующий год я решила привезти Кардену не маленькие образцы, а огромные расписные палантины в технике «горячий батик». Он восхищается и делает мне грандиозный заказ: 50 метров ткани, расписанной вручную, чтобы создать совместную коллекцию вечерних туалетов! К этим тканям художник Ирина Белопухова сделала серию больших колье из натуральных камней в два-три ряда — оплечье по древнерусским мотивам (по моим эскизам). В общем, Карден был счастлив! Мы с ним подружились и продолжаем творческое общение!
— Говорят, дело художника — рождать и дарить радость. А что для вас главное в творчестве?
— Наибольшим моим желанием всегда было и остается видеть людей счастливыми, видеть, как женщины, одеваясь в мою одежду, выносят радость цвета на улицу, как они красивы. Дарить добро — это смысл моей жизни!
Наталья Невраева http://gazetauzao.ru