За свою карьеру актер снялся более чем в ста фильмах. И, конечно, всем запомнились его роли в комедиях Константина Бромберга «Чародеи» и Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди».
— В вашей биографии значится много городов: и Баку, и Астрахань, и Одесса. А какой особенно дорог?
— Я родился в Баку, и очень люблю этот город, бакинцы невероятно дружелюбные и гостеприимные люди. В Астрахани провел детство, начал заниматься в театральном кружке и не пропускал ни одной премьеры Астраханского театра. После школы поехал покорять столицу. Ну, а в Одессе жили все родные моих мамы и папы, было много братьев и сестер. Когда приезжал туда, то не успевал всех навестить. Сейчас, к сожалению, почти никого не осталось.
— Говорят, вы никогда не позволяете себе говорить плохо о других людях, особенно о своих коллегах?
— Вы знаете, я стараюсь быть открытым и искренним. Поэтому всегда давал согласие на любую отрицательную роль, чтобы зритель видел, как плохо быть негативным человеком. Мне нравятся роли злодеев, там я позволял себе развернуться во всю силу, но почему-то некоторые зрители говорили, что у меня не получалось сыграть злодея. Мол, у меня глаза добрые. (Смеется.) А вообще, хотелось бы, чтобы в мире было как можно меньше зла, чтобы все конфликты разворачивались только на экране.
— Многие актеры сегодня пишут автобиографии. Возникало ли у вас когда-нибудь желание подробнее рассказать о своей жизни?
— Если начать рассказывать о своей жизни, то это займет много времени, так как я очень везучий человек, за свою долгую жизнь встретил столько потрясающих людей! Мои учителя Андрей Гончаров, Георгий Товстоногов, Мария Иосифовна Кнебель. Я общался с великим актером Николаем Черкасовым. Дружил тридцать лет со сценаристом Александром Володиным — все, наверное, помнят его замечательную пьесу «Пять вечеров», как и фильм «Осенний марафон».
Много лет дружу с народной артисткой Людмилой Максаковой, она уникальный человек. Могу о своих друзьях и близких людях рассказывать очень долго и испытываю невероятную благодарность за то, что жизнь подарила мне встречи с этими удивительными людьми. О современном поколении не могу отозваться с таким восторгом, совсем другое время, другие нравы. Мы, например, никогда раньше не задумывались о зарплатах, нас интересовало только творчество, а сегодня и в кино, и в театре в первую очередь спрашивают, какая зарплата, какой гонорар. Но я понимаю, люди вынуждены так поступать, жизнь диктует свои условия.
— Наверное, и у зрителей по отношению к актерам тоже поменялись запросы? И как считаете, есть у вас роли, которые вам не удались?
— Все роли мне удались, я все прекрасно сыграл! (Смеется.) Вы знаете, актерская профессия — она ведь зависима от всех. От зрителей, от режиссеров, от операторов, от осветителей. Когда постоянное давление — очень тяжело. К счастью, мне бесконечно повезло с режиссерами. Все они были разные, но все талантливые. Сейчас иногда смотрю современное кино и понимаю, что эту роль я сыграл бы лучше. Но если нет возможности, значит, так и должно быть, насильно мил не будешь. Для старшего поколения, увы, не находится столько интересных ролей, как для молодых, но мне грех жаловаться. Я как раз сейчас делаю то, что хочу делать. Сам себя назначаю, сам выбираю пьесы, сам выбираю партнеров. Такая благодать!
— Можете ли назвать какой-то период в жизни, который особо значим для вас?
— Безусловно, можно назвать период общения и работы с великим режиссером Георгием Товстоноговым в театре «Ленком». Особенно 1969 год. Подарком судьбы стала «Вестсайдская история». В спектакле были заняты в основном молодые актеры — выпускники Товстоногова, я играл Бернардо, моя супруга, к сожалению, ныне покойная Алла Балтер, играла Аниту, подругу Бернардо, там мы и познакомились. Это были замечательные дни, такой праздник, что я просто задыхался от удовольствия, когда играл. Сейчас этот мюзикл широко известен и как киноверсия, и как оригинальная постановка.
— В вашем клубе под названием «Виторган-клуб» всегда множество интересных мероприятий. Чем планируете порадовать поклонников в наступившем году?
— Центр притягивает к себе огромное количество потрясающих людей, прекрасных музыкантов, замечательных поэтов, превосходных актеров, людей самых разных профессий. У нас проходят благотворительные концерты, есть программы для пожилых людей. Но какое-то время существовали огромные сложности. Когда мы с женой Ириной организовали этот центр, вы не представляете, в какой разрухе нам досталось помещение. Мы его восстановили, заново отделали, вложили туда столько сил, энергии, здоровья! Сейчас у нас идет, например, очень интересный музыкальный киноспектакль «Король Треф — карта любви». А планов очень много.
— Эммануил Гедеонович, что вы могли бы пожелать своим зрителям?
— С возрастом наступает состояние, которое называется мудростью. До 50 лет мы эмоциональны и чаще всего реагируем на многое, не думая. После 50 прежде, чем ответить, подумаешь сто раз. На своем примере я могу сказать, что на любой вопрос, который мне адресуют, я не спешу отвечать. Обязательно выслушаю, никогда не перебью собеседника, меня, кстати, ужасно раздражает, когда перебивают, не дают договорить. Поэтому хочется пожелать всем больше мудрости, а с эмоциями потом разберетесь сами.
Анжела Якубовская
«За Калужской заставой»