Его называют одним из самых романтичных композиторов эпохи, а свадебный вальс из культового фильма Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь» признан одной из лучших музыкальных композиций двадцатого столетия.
— Евгений Дмитриевич, был ли в вашей жизни тот особый момент, когда вы ощутили себя композитором и никем другим более? Приходилось ли вам пробиваться к известности, или однажды, как говорится, проснулись знаменитым?
— До сих пор размышляю над тем, своим ли я занимаюсь делом. Получив два диплома о высшем музыкальном образовании, я почти три года не писал музыку — мне не нравилось то, что получалось. На кафедре композиции многие говорили нам, студентам, что народная музыка — это вторичный материал, что надо создавать музыку для будущих поколений и так далее, и тому подобное. И вот, случайно меня пригласили писать для кинокартины, где пришлось использовать почти все музыкальные жанры — от симфонической и народной музыки до эстрадной и церковной. Тут я понял, что надо уметь всё и не делить музыку на «сегодняшнюю» и «для будущих времен». «Кто же будет писать для нас, для современников?» — подумал я тогда.
Не знаю я того момента, когда почувствовал себя композитором. Я всё время сомневаюсь, всё время прокручиваю в голове сотни отправных точек, прежде чем сажусь за написание заранее задуманной или заказанной мне вещи. Потом пишу довольно быстро и вдохновенно, если так можно выразиться. Говорят: вот пришло вдохновение и пошло. Впрочем, в моем случае вдохновение вторично. Вначале должна быть идея, а уж потом ищутся средства ее реализации: вот тут-то «костер разгорается» и появляется азарт, который называют вдохновением.
«Знаменитым» я себя не ощущаю. Более того: успех какого-либо моего сочинения или концерта, признание в любви в Интернете меня тревожат, так как появляется боязнь не разочаровать моих почитателей с одной стороны и не попасть в зависимость от них с другой, но продолжать предлагать им всё новые формы. Я довольно часто выступаю на открытом воздухе перед тысячами слушателей с музыкой из балетов, детской и камерной музыкой вперемежку с известными композициями – и, тем не менее, не могу отнести себя ни к известным, ни, тем более, к знаменитым. И пробиваться, кстати, не приходилось. Это за творца делает Время.
— Известно, что вальс для фильма «Мой ласковый и нежный зверь» вы создали всего за одну ночь. Правда ли, что хитам свойственно приходить и рождаться «вдруг»?
— «Вдруг» ничего не рождается. Вряд ли кто-то из композиторов садится за рояль и уверенно пишет хит. Правда лишь в том, что композитор – профессиональный — старается максимально выложиться, в большом ли, малом ли произведении. Действительно, вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» я написал за полночи, но заявку голове дал за полгода наперед. Тут сработало много факторов: и сжатые сроки, и ответственность перед ситуацией «не подвести себя, режиссера, картину, студию». Да еще и после бурного успеха только что законченной картины «Табор уходит в небо» — выдержать уровень. Для меня и сегодня остается загадкой, по каким критериям этот вальс стал популярным настолько, что без него редко какая свадьба обходится.
-Последний фильм с вашей музыкой вышел в 2010 году. Неужели вы перестали работать в этом направлении?
— Да, я не пишу с тех пор музыку для кино, хотя скучаю по такой музыке. С киномузыкой я связан более сорока лет! Сегодня снимается другое кино: другие режиссеры, другая тематика, другая музыка. А может быть то, что, называют музыкой, берется, в основном, из заложенного в программах синтезаторов, в то время как я предпочитаю писать романтическую музыку и пользуюсь в своих работах абсолютно всеми жанрами и всеми музыкальными средствами. Да и предложений не поступает. Режиссеры, с которыми я работал, ушли в другой мир, новые вряд ли меня знают или предпочитают что-то полегче. Но кто знает: конечно, если появится интересная романтическая идея и предложение работать, я с удовольствием приму его.
— Ваши песни украшают репертуар многих звезд эстрады со стажем, а вот обращаются ли к вашему творчеству молодые певцы?
— Молодые певцы не из «шоу-бизнеса» поют мои песни с удовольствием. Но, кстати, о Пугачевой: не думаю, что она стала бы популярной с моей музыкой. Это удивительно талантливая певица, которая в начале шестидесятых, в начале своего творческого пути, за полчаса до открытия студии сидела под дверью с нотами в руках и продумывала, полагаю, каждый нюанс песни, которую предстояло ей записать на радио. Запись прошла блестяще!
Профессиональная и трудолюбивая София Ротару три года по всем каналам ТВ и радио выступала с песней «Мой белый город» и парой других моих песен, великолепно ею исполненных. Потом ее вовлекли в шоу-бизнес, где она получила грандиозный успех с так называемыми хитами. Я за нее рад, ведь каждый артист желает успеха и популярности. Правда, у меня в этом плане немного другое представление о популярности. Да и вообще гоняться за хитами — не лучшее качество начинающего певца. Не хит определяет его успех на долгие времена. Хиты — это мотыльки, очень красивые, живущие всего один день. Начинающий певец должен искать такие песни, в которых он находит себя, в которых он может выразить себя. Публика моментально это чувствует и принимает.
— Вы отмечены многими наградами разных стран, вашим именем названа малая планета. Какую награду считаете самой дорогой? Насколько важно для вас общественное признание?
— Самая дорогая награда для меня — любовь моих слушателей, которые до сих пор не забывают мою музыку.
Мария Федотова, Владимир Шлыков http://nnews.nnov.ru